17.3 Психологическая характеристика художественных
способностей
Умение образно
мыслить, представлять предметы окружающего мира предполагает и другой
показатель способностей к изобразительной деятельности — цельность изображения.
Многочисленные высказывания художников-педагогов,
наше специальное исследование, проведенное на художественно-графических
факультетах педагогических институтов и в художественно-графических училищах,
а также анализ произведений многих художников свидетельствуют, что способные
рисовальщики часто бывают малоспособными к колориту, и наоборот, замечательные
колористы менее способны в рисунке. В свое время П. П. Чистяков откровенно
отмечал: «Есть сильные способности смело и просто, уверенно рисовать, но эти же
люди цвета — краски видят не сразу, робко и часто неверно».
Следовательно, в работе одного
анализатора могут сильнее выступать одни стороны и слабее — другие. Своеобразие
проявления тех или иных сторон зрительного анализатора обусловливает индивидуальные
особенности художественных способностей в каждом конкретном случае. Причем в
творчестве даже известных художников очень часто, при относительно высоких
результатах их деятельности в различных видах изобразительного искусства
(графика, живопись, портрет, скульптура, пейзаж, натюрморт, исторический жанр,
бытовой жанр и т. д.), все же ведущим является один из видов. Не случайно
поэтому обычно происходит деление художников на живописцев, графиков,
портретистов, пейзажистов и т. п. Конечно, иногда это деление можно считать
условным, поскольку многие художники проявляют себя одновременно в разных
видах изобразительного искусства.
Однако, как свидетельствует изучение
творчества многих художников, сравнительно немногие из них обладают целым
комплексом показателей способностей к изобразительной деятельности, причем
показателей высокого уровня. Об одном из таких художников, у которого были
представлены очень полно все показатели художественных способностей, выдающемся
русском мастере изобразительного искусства В. А. Серове П. П. Чистяков часто
говорил, что «он не встречал в другом человеке такой равной меры всестороннего
художественного дарования», какая была у Серова. «И рисунок, и колорит, и
светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция —
все было у Серова, и было в превосходной степени» (48, 347). Действительно,
графическое наследие В. А. Серова, его бесчисленные наброски, рисунки,
иллюстрации не уступают по своему мастерству и значению живописным работам
прославленного мастера. С одинаковым успехом работал В. Серов над портретами,
пейзажами, историческими картинами.
Если у художника наблюдается высокая
степень развития способностей, то обычно о нем говорят как о талантливом
мастере. Обязательное условие при этом — такое сочетание способностей
художника, которое позволяет ему особенно продуктивно работать в области
художественного творчества.
Иногда талант к изобразительной
деятельности проявляется довольно рано. Мы уже отмечали раннее проявление
таланта у И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и целого ряда других
художников. Но нередко талант обнаруживается уже в зрелом возрасте. Более
высоким качественным уровнем художественного дарования человека является
гениальность.
Определяя таким
образом гениальность в художественном творчестве, мы далеко не исчерпываем всей
сложной специфики характерных черт гениальности. Вот почему обычно затрудняются
дать «полный» список гениев изобразительного искусства. Так, часто отмечают гениальность
Рафаэля за его прославленные картины, в которых с беспредельной
выразительностью отражены самые глубокие человеческие чувства. Действительно,
достаточно вспомнить шедевр мирового искусства «Сикстинскую мадонну», в которой
Рафаэль показывает безграничную, «святую» любовь матери к своему ребенку и
вместе с тем желание отдать его людям, чтобы он принес им счастье. Гениями в
искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Рубенс. Причем гений
Леонардо да Винчи распространялся не только на изобразительное искусство, но и
на многие другие виды науки и искусства. Так, им были созданы чертежи и проекты
летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и
ракеты, им были разработаны проекты передвигающихся орудий, напоминающие
современные танки и т. д.
|
 |
 |