Учебник Психологии

17.3 Психологическая характеристика художественных способностей

Умение образно мыслить, представлять предметы окружающего мира предполагает и другой показатель способностей к изобразительной деятельности — цельность изображения.

Многочисленные высказывания художников-педагогов, наше специ­альное исследование, проведенное на художественно-графических факультетах педагогических институтов и в художественно-графиче­ских училищах, а также анализ произведений многих художников свидетельствуют, что способные рисовальщики часто бывают мало­способными к колориту, и наоборот, замечательные колористы менее способны в рисунке. В свое время П. П. Чистяков откровенно отмечал: «Есть сильные способности смело и просто, уверенно рисовать, но эти же люди цвета — краски видят не сразу, робко и часто неверно».

 Следовательно, в работе одного анализатора могут сильнее выступать одни стороны и слабее — другие. Своеобразие проявления тех или иных сторон зрительного анализатора обусловливает индиви­дуальные особенности художественных способностей в каждом кон­кретном случае. Причем в творчестве даже известных художников очень часто, при относительно высоких результатах их деятельности в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, портрет, скульптура, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, быто­вой жанр и т. д.), все же ведущим является один из видов. Не случайно поэтому обычно происходит деление художников на живописцев, графиков, портретистов, пейзажистов и т. п. Конечно, иногда это деление можно считать условным, поскольку многие художники про­являют себя одновременно в разных видах изобразительного ис­кусства.

Однако, как свидетельствует изучение творчества многих художников, сравнительно немногие из них обладают целым комплексом показа­телей способностей к изобразительной деятельности, причем показа­телей высокого уровня. Об одном из таких художников, у которого были представлены очень полно все показатели художественных способностей, выдающемся русском мастере изобразительного ис­кусства В. А. Серове П. П. Чистяков часто говорил, что «он не встречал в другом человеке такой равной меры всестороннего худо­жественного дарования», какая была у Серова. «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени» (48, 347). Действительно, графическое наследие В. А. Серова, его бесчисленные наброски, рисунки, иллюстрации не уступают по сво­ему мастерству и значению живописным работам прославленного мастера. С одинаковым успехом работал В. Серов над портретами, пейзажами, историческими картинами.

Если у художника наблюдается высокая степень развития способно­стей, то обычно о нем говорят как о талантливом мастере. Обязатель­ное условие при этом — такое сочетание способностей художника, которое позволяет ему особенно продуктивно работать в области художественного творчества.

Иногда талант к изобразительной деятельности проявляется довольно рано. Мы уже отмечали раннее проявление таланта у И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и целого ряда других художников. Но нередко талант обнаруживается уже в зрелом возрасте. Более высоким качественным уровнем художественного дарования человека является гениальность.

Определяя таким образом гениальность в художественном творчест­ве, мы далеко не исчерпываем всей сложной специфики характерных черт гениальности. Вот почему обычно затрудняются дать «полный» список гениев изобразительного искусства. Так, часто отмечают ге­ниальность Рафаэля за его прославленные картины, в которых с бес­предельной выразительностью отражены самые глубокие человече­ские чувства. Действительно, достаточно вспомнить шедевр мирового искусства «Сикстинскую мадонну», в которой Рафаэль показывает безграничную, «святую» любовь матери к своему ребенку и вместе с тем желание отдать его людям, чтобы он принес им счастье. Гениями в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Рубенс. Причем гений Леонардо да Винчи распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды науки и искусства. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, им были разработаны проекты передвигающихся орудий, напоминающие современные танки и т. д.

Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.