17.3 Психологическая характеристика художественных
способностей
Нельзя отождествлять
способности со знаниями, умениями и навыками. Очень часто преподаватель бывает
недоволен рисунком или живописной работой ученика, несмотря на то, что данный
ученик показал в своем рисунке не меньше знания, умения, чем те ученики,
рисунки которых учитель хвалит. В данном случае учитель исходит из того, что
ученик, работой которого он не доволен, хотя и выполнил свою работу не хуже
других, но мог бы в силу своих способностей еще лучше выполнить ее, он не
полностью показал имеющиеся знания, умения и навыки. И наоборот, ученик,
значительно менее способный к изобразительной деятельности, который с трудом
усваивает знания, умения в области изобразительного искусства, в процессе
упорного, систематического труда может дать хорошие результаты, т. е. иногда при
отсутствии развитых способностей успех деятельности определяется прочным
овладением соответствующими этой деятельности специальными знаниями, умениями и
навыками. Неумение преподавателей отличать способности учащегося от имеющихся у
него знаний, навыков и умений отрицательно сказывается на развитии учащегося.
Особенно часто подобные ошибки допускаются при отборе учащихся в специальные
художественные учебные заведения. Как один широко известный пример подобных
ошибок можно привести случай с поступлением в Академию художеств выдающегося
русского живописца В. И. Сурикова. Очень способный, но не обладавший еще из-за
отсутствия предварительного специального обучения графическими умениями и
навыками, молодой Суриков «провалился» на вступительных экзаменах и не был
принят в Академию художеств. А инспектор Академии, посмотрев на рисунки
Сурикова, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить
ходить». Инспектор и другие преподаватели Академии художеств в данном случае
ошиблись в том, что не сумели отличить отсутствие необходимого уровня
изобразительных навыков от наличия способностей. Суриков за три месяца упорной
работы овладел нужными умениями и навыками и поступил в Академию.
Большое значение
различению навыков и умений от способностей всегда придавали известные
художники, сочетавшие свою изобразительную деятельность с педагогической.
Например, П. П. Чистяков, придавая исключительно важное значение обучению и
воспитанию художника, всегда умело отличал способности от знаний, умений и
навыков. На основе умелого различения способностей у молодых художников П. П.
Чистяков осуществлял в обучении индивидуальный подход к каждому из них, что
является необходимым условием формирования творческой индивидуальности
художника. В. М. Баруздина пишет в своих воспоминаниях: «Таланты так
многообразны, и Павел Петрович учил каждого по его характерным способностям,
которые он изумительно угадывал, и потому его ученики так различны в своих
произведениях, так не похожи ни друг на друга, ни на учителя. Все сохранили свои
особенности».
Обучение, в
процессе которого художник овладевает суммой специальных знаний, умений, и
навыков, предполагает прежде всего постоянный труд. Труд, практическая
деятельность — важнейшее условие и средство развития художественных
способностей. В своих широко известных заметках «Мысли об искусстве» Репин
писал, что и при гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в
искусстве абсолютного совершенства форм. Он отмечал, что эта скромная
способность к труду составляет базу всякого гения. Сказанное Репиным можно
полностью отнести к самому художнику. Обладая исключительными способностями,
великий живописец всю свою жизнь упорно, постоянно трудился. У Репина настолько
была выработана привычка трудиться, что где бы он ни находился, он всегда делал
наброски, маленькие этюды акварелью, маслом. Огромная работоспособность
большинства известных художников подтверждается их многочисленными
произведениями. Например, И. Н. Крамской написал до 3000 одних только
портретов, не считая картин и всего остального; И. К. Айвазовский написал
больше 5000 картин, а Верещагин еще больше.
Анализируя
способности к изобразительной деятельности необходимо рассмотреть вопрос о том,
что такое склонности ив каких отношениях находятся склонности и изобразительные
способности у человека, и прежде всего у ребенка.
Как правило,
склонность к какой-либо деятельности и способности к этой же деятельности
совпадают у одного и того же ребенка. И в дальнейшем их развитие идет
параллельно. За довольно редким исключением склонность и какой-либо
деятельности обычно тесно связана с соответствующими ей способностями. Как
правило, считает Н. С. Лейтес, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь
деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, содействует
развитию у него нужных способностей.
|
 |
 |