17.3 Психологическая характеристика художественных
способностей
Понятно, что при этом учитываются все
индивидуальные проявления указанных свойств и закономерностей реально
существующих объектов и предметов.
Обычно способный
ученик сразу начинает выделяться среди своих сверстников сравнительной
легкостью и быстротой усвоения законов и положений изобразительного искусства,
которые другим даются с большим трудом. Этот признак способности к
изобразительной деятельности, как правило, наблюдается у всех выдающихся художников.
Например, о молодом Ф. А. Васильеве И. Н. Крамской писал, что в рисовании и
живописи с натуры он чрезвычайно быстро ориентировался и почти сразу угадывал,
как надо подойти к предмету, что наиболее существенно и с чего следует начать.
Нередко приходится
слышать художникам, как тот или другой из их товарищей, знакомых, выделявшихся
в стенах художественного института, училища грамотными академическими работами,
так и не создал ни одной значительной картины. Иногда бывает и так, что
художник, создав довольно интересную композицию, потом всю свою жизнь делает
различные варианты этой композиции, не в силах уже создать что-либо новое. И в
этом и в другом случае мы сталкиваемся с отсутствием у
профессионалов-художников способности выразительно и оригинально компоновать в
связи с новым содержанием, с новой идеей картины.
Внимательный
анализ творчества великих художников говорит о том, что этот признак
способностей к изобразительной деятельности был очень ярко представлен у
каждого из них. Для примера достаточно лишь рассмотреть несколько портретов И.
Е. Репина. Несмотря на то что выдающийся мастер написал их огромное количество
и что в портретах очень трудно дать новую композицию, мы не найдем среди
портретов Репина и двух, которые были бы похожи по композиционному решению.
Умение выразительно решать композицию натюрморта, пейзажа, портрета, бытового
или исторического сюжета так же, как и другие показатели способностей к
изобразительной деятельности, может проявляться очень рано. Например, как
вспоминал Я. Д. Минченков, Левитан уже в училище проявил себя талантливым
пейзажистом, со своей особой нотой. Уже тогда он умел находить в природе мотив
и умел овладеть им — любой изображаемый им эпизод представлял целую картину.
Умение видеть в
предметах и явлениях главное художники называют «поставленным глазом». Умение
видеть дает возможность рисовальщику отбирать в действительности самое важное,
яркое, типичное и характерное. Придавая важное значение «постановке» глаза
рисовальщика в его успешной изобразительной деятельности, многие
художники-педагоги в своей педагогической работе начинают с того, что развивают
у учащихся способность быть наблюдательными, все замечать и прочно удерживать в
памяти.
Не менее важным
показателем способностей к художественному творчеству является большая любовь к
изобразительной деятельности, сопровождаемая огромной работоспособностью. Мы
видели, как любовь, тяготение к занятиям искусством, проявленные еще в раннем
детстве у многих известных в будущем художников, послужили началом становления их
художественного таланта.
Наличие
художественных способностей, в том числе и любви к занятиям изобразительным
искусством, способствует проявлению и развитию таких черт личности, как
работоспособность и настойчивость. Никакая любовь к искусству без большого,
упорного и настойчивого труда не может дать положительного результата в
развитии художественных способностей. Справедливо говорил Ж. Шарден: «Талант не
вызревает сразу».
Как правило,
изобразительное творчество не ограничивается работой с натуры, а постоянно
требует создания новых художественных образов, не имевшихся ранее. В сущности
любая композиция (даже при изображении с натуры натюрморта, пейзажа) требует
умения образно представлять себе изображаемое. Так, создание сюжетной
композиции немыслимо без предварительного воображения всей сцены данной
композиции. Причем по мере реализации этой композиции (в эскизах, набросках,
длительных этюдах), ведущей к уточнению и конкретизации изображаемой сцены,
уточняются и образы воображения, конкретизируется вся композиция в целом и в
представлении художника. Вот почему способность образно мыслить, четко
представлять изображаемое особенно тесно связана со способностью компоновать.
Как правило, эти два показателя способностей к художественному творчеству
неразрывно связаны и вместе представлены у любого художника.
|
 |
 |