17.3 Психологическая характеристика художественных
способностей
У него возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке
все то, что он видел вокруг себя. Очень часто толчком к проявлению интереса к
изобразительной деятельности, проявлению желания заняться рисованием, лепкой
служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми. Процесс
создания с помощью карандаша, кисти, красок, глины ярких образов людей,
животных, машин, природы, вид ярких красок производит неизгладимое впечатление
на зрителей, и прежде всего на детей, вызывает у них желание попробовать самим
так сделать. И совершенно справедливо указывал Б. В. Иогансон, что способности
человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание.
«Таким толчком, — пишет далее Б. В. Иогансон, — был для меня следующий случай.
Моя мать, когда мне было 6—7 лет, повела меня в гости к моей тетке, последняя
раскрашивала акварелью атлас. Я не помню, что было там нарисовано, только
помню, что акварель, разлитая по белой тарелке, где переливались кармин и
берлинская лазурь, произвела на меня потрясающее впечатление. Это был первый
толчок, и яд очарования уже неистребимо запал в душу». Точно так же толчком для
развития художественных способностей В. Г. Перова послужил случай, когда он
мальчиком в девять лет наблюдал процесс изображения собаки на картине, как
художник растирал краски, как писал ими, «как вместо одной собаки на картине
явилась другая».
Огромное влияние
оказывает на развитие художественных способностей ребенка личный пример,
помощь, показ, объяснение со стороны более опытных в рисовании, живописи, лепке
товарищей, родителей, учителей.
Как правило,
раннее проявление способностей к изобразительной деятельности не говорит еще о
невозможности более позднего проявления способностей. Известны случаи, когда
художники начинают заниматься изобразительным искусством уже в довольно зрелом
возрасте и добиваются больших успехов. Одним из таких примеров может служить
биография М Врубеля — автора известного «Демона», который поступил в Академию
художеств после окончания университета, на 25-м году жизни, и лишь в 27 лет
впервые проявил себя как действительно талантливый мастер. Примерно в такие, же
годы начал заниматься живописью и известный мастер русского пейзажа, автор
«Сиверко» И. С. Остроухое.
На основании
каких же конкретных признаков можно судить о наличии способностей к
изобразительной деятельности? Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной
деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым
объектом.
Еще В. Г.
Белинский писал: «Верно списывать с действительности может только талант, и как
бы ни ничтожно было воспроизведение в других отношениях, но чем более оно
поражает верностью натуре, тем несомненнее талант его автора. Что не все должно
оканчиваться верностью натуре, особенно в поэзии, — это другой вопрос. В
живописи, по свойству и сущности этого искусства, одно умение верно писать с
натуры может служить частью признаков необыкновенного таланта». Такое
утверждение подкрепляется многими фактами из биографий художников. Так, еще
будучи кадетом, П. А. Федотов заметно выделялся своими способностями среди
товарищей. В «Записке П. А. Федотова о его жизни», составленной самим
художником, рассказывается, как «он упросил одного из снисходительных товарищей
посидеть смирно, срисовав его похоже, возбудил у других, уже собственное
желание посидеть смирно; опять похоже, потом опять — и вот начали уже говорить,
что всегда делает похоже».
Правдивая, точная
передача натуры, сходство изображения с изображаемым обусловливается не
количеством переданных деталей и всех подробностей натуры, а той гармонической
цельностью изображения, которая передает самые характерные и важнейшие свойства
и стороны изображаемого. Следовательно, правдивая передача натуры предполагает
умение подмечать характерные, типичные стороны и детали предметов и явлений,
раскрывающих самую сущность, основу изображаемого. Материальной же основой,
сущностью изображаемого объекта, как правило, является конструктивное строение,
определенные пропорции объемной формы, то или иное пространственное положение,
материал, цвет. Причем все это зрительно воспринимается, согласуясь с законами
воздушной и линейной перспективы. Таким образом, точность передачи натуры,
служащая важнейшим показателем способности к. изобразительной деятельности,
означает правильное, т. е. соответствующее действительности, изображение
конструктивного строения формы, объема, пространственного положения, материала,
цвета, светотеневых отношений натуры.
|
 |
 |