12.3 Воображение в художественном творчестве
Герои художественных
произведений, являясь собирательными образами, типами определенных слоев
общества, имеют конкретную характеристику, представляя собой наиболее
характерное для многих представителей этих слоев, классов.
Вместе с тем
художественный образ, отражая типичное, характерное для целого ряда
представителей класса, слоя общества, должен быть наделен и индивидуальными
чертами. Художник должен всегда помнить, что общее, типичное находит свое
воплощение в индивидуальном, конкретном. Если этот важнейший закон нарушается в
художественном творчестве, то получается схема, неопределенное и абстрактное
сочетание общих черт, а не по-настоящему живой, правдивый образ, возможный в
действительности. В создании такого «живого» образа и заключается основная задача
деятельности творческого воображения художника.
Как известно, у
всех явлений реального мира, в том числе и у человека, наряду с
индивидуальными, присущими только конкретным явлениям, личностям особенностями,
существуют и общие признаки, которые объединяют их в группы, классы и т. п.
Например, каждый человек имеет характерный только для него внешний и внутренний
облик, но одновременно в поведении, поступках и во всех остальных отношениях
человека к действительности проявляются черты, общие для людей целой профессии,
целого социального класса, какой-либо нации в целом. Повествуя о конкретном
человеке, художник, таким образом, обобщает в его образе свойства, признаки,
характерные для многих людей.
Средством
типизации художник добивается раскрытия жизненных явлений, показывает правду
жизни, что не просто привлекает внимание, а приковывает мысли и чувства зрителя
(читателя, слушателя). Поэтому-то художественные образы и вызывают общий
интерес. Каждый человек, смотря на произведение изобразительного искусства,
испытывает определенные эмоции, узнавая в изображенных героях нечто знакомое,
близкое себе, своим мыслям и чувствам.
Общее проявляется
в художественном образе через индивидуальное. Составной частью в художественный
образ входят общечеловеческие и национальные черты, свойства и особенности
каждой личности, принадлежащей к определенной национальности. Художественный
образ жизнен только тогда, когда он правдив, когда художник передает в нем
через единичный, индивидуальный облик общее, характерное отражаемого ряда
явлений, т. е. типичное в них. Поэтому не случайно буржуазные ученые-идеалисты,
выступая против принципа жизненной правды в изобразительном искусстве, пытаются
во что бы то ни стало доказать, что типичное — плод фантазии художника, не
имеющий объективной сущности, реальности. Степень передачи жизненности,
правдивости художественного образа обусловлена деятельностью творческого
воображения художника, его умением обобщать частные явления, отрывочные
наблюдения в стройное целое, особенностями мировоззрения художника. Правда в
изобразительном искусстве — это не простое воспроизведение фактов и явлений
жизни, направленное только на точную передачу их. Художественная правда сложно
обусловлена всеми особенностями личности художника, а также индивидуальными
особенностями его творческого процесса.
Раскрытие
жизненной правды, основанное на обобщении, типизации действительности,
составляет сущность художественного образа в реалистическом искусстве.
Энгельс писал в
письме М. Гаркнесс: «На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости
деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных
обстоятельствах». Реалистический художественный образ, раскрывая сущность
объектов и явлений действительности, жизненную правду, как она есть, помогает
зрителям увидеть и осознать эту правду в жизни. Вот почему реалистическое
искусство является таким действенным и пользуется огромным доверием самых
широких масс. Благодаря реалистическому искусству люди видят всю сложность и
богатство человеческой жизни, реалистическое искусство помогает им жить и
бороться за достижение поставленных целей, за осуществление высоких идеалов.
Надо отметить, что натуралисты, а также кубисты, сюрреалисты и другие
представители формалистического искусства выступают против обобщения
существенных, типичных сторон действительного мира. Например, натуралисты
говорят, что правда изображения должна означать фиксацию действительности
такой, «как она есть», без осмысленного, осознанного отбора характерного и
типичного, без оценки его с определенных идейных позиций. Целенаправленный
отбор художником материала они считают субъективизмом, искажением
художественного образа, привнесением в него элементов, не имеющих места в
реальности.
|
 |
 |