Учебник Психологии

12.3 Воображение в художественном творчестве

То, что у художника не получалось в течение длительного времени, находит свое разрешение в очень короткое время. Энгр говорил: «Приходит момент, когда гениальный художник чувствует себя как бы подхваченным своими собственными силами и создает ежедневно то, что ранее он не считал возможным сделать»1. В своих записных книжках Н. П. Ульянов, характеризуя вдохновенье, отмечал, что это такое состояние, при котором все ясно, все находит форму, все удается. Необходимо указать и на ошибочность мнения, что вдохновение есть какое-то «безумное», «полусумасшедшее» состояние художника. Действительно, в «минуты» вдохновения деятельность художника отличается такой целенаправленностью и художник так концентрирует свое внимание на объекте творчества, что, подчас, не замечает окружающего, «отключается» от всего окружающего. И очень верно отвечал на это Н. Н. Ге: «Кто сказал, что творчество, творческий экстаз есть некое безумие? Нет, не безумие, а наивысшая ясность ума, предельная его точка, при полном соответствии и равновесии всех сил». Таким образом, вдохновение, являясь результатом упорного, настойчивого труда художника, представляет собой своеобразный переход количества в качество. Знания, умения, навыки, все составные компоненты процесса формирования художественного образа, интенсивно накапливаясь количественно в процессе большого труда художника, в определенный момент переходят на новую, более высокую по качеству ступень. Это новое качественное содержание творческой деятельности художника и проявляется в том, что он легко добивается выполнения задуманного, справляется с тем, что ему раньше не удавалось, короче говоря, художника «посетило» вдохновение. Чтобы получить материал высокого качества, необходимый для творческой деятельности художника, совершенно необходима хорошо развитая наблюдательность. Умением целенаправленно и тонко наблюдать отличались абсолютно все более или менее известные мастера изобразительного искусства, так же как и прославленные представители других, смежных областей искусства. Поэтому можно считать бесспорным, что наблюдательность является характерной чертой людей, занимающихся творческой деятельностью, в том числе художников. Наблюдательность дает возможность художнику заметить в жизни те важные явления, процессы, часто внешне ничем не примечательные, которые служат главным содержанием, основой их художественного произведения. Без наблюдательности художник не смог бы создать мало-мальски выразительный художественный образ. И. П. Павлов, указывая на огромное значение этого качества для творчества, предложил начертать на здании одной из своих лабораторий слова: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность».

Изучение жизни и наблюдательность неразрывно связаны в художественном творчестве. В свое время Д. Дидро советовал ученикам живописи, которые в течение двух лет обучались рисованию и живописи в Лувре, бросить эту «лавочку манерности» и идти «на улицы» развивать свою наблюдательность. Он советовал им искать уличные происшествия, быть наблюдательным на улицах, в садах, на рынках, дома. П. А. Федотов признавался, что работа в мастерской занимает только «десятую долю» его труда, а «... главная моя работа на улицах и в чужих домах». Рассматривая проблемы художественного творчества, Б. В. Иогансон отмечает: «Наблюдения наши происходят беспрерывно: в вагоне, на улице, во время дружеской беседы — словом, везде, где угодно, образуется, так сказать, реалистический багаж нашей памяти, служащий иногда исходным пунктом и импульсом для начала творческой работы». Здесь известный художник особенно подчеркивает, что иногда жизненные наблюдения служат «исходным пунктом и импульсом» для создания творческого произведения. Многие художники, и особенно художники-педагоги, указывают на то, что часто неумение самостоятельно создать композицию и даже просто придумать тот или иной сюжет объясняется недостаточно развитой наблюдательностью. Этим также объясняется и подражание другим мастерам живописи, графики, скульптуры, особенно в творчестве молодых художников. Об этом говорит и замечательный советский скульптор академик М. Г. Манизер. «По началу пластические мотивы учащихся часто бывают подражательны — виной тому еще не развитая в достаточной степени наблюдательность, неумение увидеть новый мотив в окружающей действительности». Как правило, созданию художественного произведения предшествует большая подготовка творческого решения задачи. В период «вынашивания» замысла произведения собираются, изучаются и обдумываются материалы. Особенно отличалась большой подготовительной работой творческая деятельность Леонардо да Винчи, Микеланджело, Репина, Сурикова. Например, перед тем как написать картину о Запорожской Сечи, Репин так подробно и глубоко изучил архивные и другие исторические источники, что поражал своими знаниями специалистов-историков и археологов.

Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.