12.3 Воображение в художественном творчестве
То, что у художника не
получалось в течение длительного времени, находит свое разрешение в очень
короткое время. Энгр говорил: «Приходит момент, когда гениальный художник
чувствует себя как бы подхваченным своими собственными силами и создает
ежедневно то, что ранее он не считал возможным сделать»1. В своих записных
книжках Н. П. Ульянов, характеризуя вдохновенье, отмечал, что это такое
состояние, при котором все ясно, все находит форму, все удается. Необходимо
указать и на ошибочность мнения, что вдохновение есть какое-то «безумное»,
«полусумасшедшее» состояние художника. Действительно, в «минуты» вдохновения
деятельность художника отличается такой целенаправленностью и художник так
концентрирует свое внимание на объекте творчества, что, подчас, не замечает
окружающего, «отключается» от всего окружающего. И очень верно отвечал на это
Н. Н. Ге: «Кто сказал, что творчество, творческий экстаз есть некое безумие?
Нет, не безумие, а наивысшая ясность ума, предельная его точка, при полном
соответствии и равновесии всех сил». Таким образом, вдохновение, являясь
результатом упорного, настойчивого труда художника, представляет собой
своеобразный переход количества в качество. Знания, умения, навыки, все
составные компоненты процесса формирования художественного образа, интенсивно накапливаясь
количественно в процессе большого труда художника, в определенный момент
переходят на новую, более высокую по качеству ступень. Это новое качественное
содержание творческой деятельности художника и проявляется в том, что он легко
добивается выполнения задуманного, справляется с тем, что ему раньше не
удавалось, короче говоря, художника «посетило» вдохновение. Чтобы получить
материал высокого качества, необходимый для творческой деятельности художника,
совершенно необходима хорошо развитая наблюдательность. Умением целенаправленно
и тонко наблюдать отличались абсолютно все более или менее известные мастера
изобразительного искусства, так же как и прославленные представители других,
смежных областей искусства. Поэтому можно считать бесспорным, что наблюдательность
является характерной чертой людей, занимающихся творческой деятельностью, в том
числе художников. Наблюдательность дает возможность художнику заметить в жизни
те важные явления, процессы, часто внешне ничем не примечательные, которые служат
главным содержанием, основой их художественного произведения. Без
наблюдательности художник не смог бы создать мало-мальски выразительный
художественный образ. И. П. Павлов, указывая на огромное значение этого
качества для творчества, предложил начертать на здании одной из своих
лабораторий слова: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность».
Изучение жизни и
наблюдательность неразрывно связаны в художественном творчестве. В свое время
Д. Дидро советовал ученикам живописи, которые в течение двух лет обучались
рисованию и живописи в Лувре, бросить эту «лавочку манерности» и идти «на
улицы» развивать свою наблюдательность. Он советовал им искать уличные
происшествия, быть наблюдательным на улицах, в садах, на рынках, дома. П. А.
Федотов признавался, что работа в мастерской занимает только «десятую долю» его
труда, а «... главная моя работа на улицах и в чужих домах». Рассматривая
проблемы художественного творчества, Б. В. Иогансон отмечает: «Наблюдения наши
происходят беспрерывно: в вагоне, на улице, во время дружеской беседы — словом,
везде, где угодно, образуется, так сказать, реалистический багаж нашей памяти,
служащий иногда исходным пунктом и импульсом для начала творческой работы».
Здесь известный художник особенно подчеркивает, что иногда жизненные наблюдения
служат «исходным пунктом и импульсом» для создания творческого произведения.
Многие художники, и особенно художники-педагоги, указывают на то, что часто
неумение самостоятельно создать композицию и даже просто придумать тот или иной
сюжет объясняется недостаточно развитой наблюдательностью. Этим также
объясняется и подражание другим мастерам живописи, графики, скульптуры,
особенно в творчестве молодых художников. Об этом говорит и замечательный
советский скульптор академик М. Г. Манизер. «По началу пластические мотивы
учащихся часто бывают подражательны — виной тому еще не развитая в достаточной
степени наблюдательность, неумение увидеть новый мотив в окружающей
действительности». Как правило, созданию художественного произведения предшествует
большая подготовка творческого решения задачи. В период «вынашивания» замысла
произведения собираются, изучаются и обдумываются материалы. Особенно
отличалась большой подготовительной работой творческая деятельность Леонардо да
Винчи, Микеланджело, Репина, Сурикова. Например, перед тем как написать картину
о Запорожской Сечи, Репин так подробно и глубоко изучил архивные и другие
исторические источники, что поражал своими знаниями специалистов-историков и
археологов.
|
 |
 |