12.3 Воображение в художественном творчестве
У многих мастеров данный этап сопровождается выполнением нескольких
эскизов, имеющих одну и ту же цель — выяснение общей идеи картины. В эскизах
художники ищут основные группы действующих лиц, их пространственное
расположение на плоскости, линию горизонта, точки схода, светотеневое
соотношение различных элементов произведения, уточняют формат картины. В первых
же эскизах определяется общий колорит живописного произведения.
Писание этюдов,
выполнение с натуры и по памяти рисунков, набросков представляет собой сбор
материала, без которого нельзя конкретизировать дальнейшую работу над картиной.
Являясь средством изучения, познания изображаемого, этюды, рисунки, зарисовки
уточняют как отдельные части, детали картины, так и все произведение в целом.
Сбор материала в значительной степени способствует «созреванию» окончательного
варианта картины. Нередко отдельные этюды, рисунки, выполненные с натуры,
заставляют художника внести существенные изменения в композиционное построение
произведения. Сбор материала в виде этюдов, рисунков, набросков служит той
базой, на основе которой художник начинает работу над окончательным решением
проблемы композиции. Этот этап творческой работы художника характеризуется выполнением
целого ряда эскизов, обогащенных натурным материалом (этюдами, рисунками,
набросками и зарисовками). Решение этой задачи обычно заканчивается созданием
последнего, детально разработанного эскиза, несущего в себе все основные
элементы будущего произведения.
Затем художник
выполняет картину в рисунке. После этого он делает подмалевок в цвете.
Подмалевок в цвете необходим как для выявления в картине светотеневых
отношений, так и для правильного соблюдения технологии живописи (он обусловлен
закономерностями химического смешения красок, взаимоотношением грунта холста и
химического состава красок, разбавителей и т. д.). После выполнения целого ряда
рисунков, этюдов с натуры, которые помогают художнику уточнить изображенное на
холсте, наступает завершающий период творческой работы над картиной.
Приведенная
последовательность работы над картиной представляет собой лишь самую общую,
приблизительную схему. В реальности творческий процесс часто протекает
значительно сложнее, больше ставится задач, задачи чаще варьируют в зависимости
от конечного замысла и уровня мастерства художника. Но в любом случае
творческий процесс является целостным процессом, отличается логичностью и
завершенностью. Каждый этап работы над художественным произведением есть, в
сущности, звено, которое, соединяясь с другими звеньями (этапами), образует
единую цепь — целостный творческий процесс создания картины. Как только по
какой-либо причине выпадает то или иное звено (игнорируется тот или иной этап
работы), разрушается единая структура творческого процесса, что, в конечном
итоге, отрицательно отражается на создании картины.
Примером
своеобразного проявления творческого воображения, формирования зрительного
образа (хотя в основном и развивающегося по указанной выше схеме) может служить
процесс работы над многими картинами художника И. Н. Крамского. И. Н. Крамской
часто выполнял свои композиции без предварительных эскизов, занимаясь
композиционной работой прямо на холсте. В одном из писем Репину Крамской так
объясняет эту особенность своего творчества: «Вы, вероятно, заметили во мне
неспособность возиться с эскизами? И почему?.. Я не могу делать их, потому что
это меня связывает: чтобы что-нибудь сделать, я должен быть свободен во всякую
минуту своего труда. Я пишу картину, как портрет, — передо мною, в мозгу, ясна
сцена со всеми своими аксессуарами и освещением, и я должен скопировать.
Картина плоха, значит, я не мог ее сделать, и только. Искать ошибки в том, что
прежде не было сделано эскиза, мне не послужит ни к чему»
. Таким образом,
творческое воображение Крамского настолько было развито, что композиция
будущего произведения «выкристаллизовывается» в его голове уже окончательно, не
требуя опоры в эскизах.
Об этой
способности ярко представлять не только замысел, но полное содержание задуманной
картины мы узнаем и из рассказа самого художника о работе над картиной «Христос
в пустыне» (рис. 104). «И вот я однажды, когда особенно был этим занят, гуляя,
работая, лежа и прочее и прочее, вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком
раздумье. Я очень осторожно начал всматриваться, ходить около нее, и во все
время моего наблюдения, очень долгого, она не пошевелилась, меня не замечала.
Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном
положении.
|
 |
 |