12.3 Воображение в художественном творчестве
А Суриков, задумав написать картину «Покорение Сибири Ермаком»,
прошел пешком около 400 верст по берегам Иртыша, делая наброски, этюды,
различные записки, запоминая наблюдаемое.
Большое значение
наряду с собиранием материала для непосредственного творческого замысла имеет
предварительное собирание материала, не связанного с конкретным замыслом. Такое
собирание материала впрок является существенной формой постоянного изучения
художником предметов и явлений действительности, познания окружающей жизни. Ни
один мастер изобразительного искусства, какой бы он ни обладал феноменальной
памятью, не в силах запомнить все богатство впечатлений, получаемых им от
соприкосновения с действительностью. Поэтому многие художники пользуются
небольшими, «карманными» альбомами, в которых они делают наброски приглянувшихся
сцен на улице, в поезде, магазине, а то и просто зарисовывают отдельные
предметы. С этими альбомами они никогда не расстаются. Накапливаемые таким
образом материалы постепенно реализуются в дальнейшей работе, часто то, что
было собрано впрок, вступая во взаимоотношения с новыми впечатлениями, служит
началом большого, фундаментального произведения искусства. Следует отметить,
что регулярное собирание материала создает общую подготовленность художника к
выполнению творческих задач, направляет его на решение очередных творческих
замыслов. Накопление огромного материала наблюдений обусловливает продуктивную
работу творческого воображения. Внимательно изучая окружающий мир, художник не
пассивно воспринимает его. Он целенаправленно наблюдает, активно выбирает
наиболее важное, существенное и типичное. Поскольку решающей задачей
художественного творчества является отражение жизни в ее наиболее характерных
чертах, художник стремится увидеть характерное, типичное для жизни в
определенную эпоху, для определенных условий, отбрасывает все случайное. Так, с
помощью воображения, на основе глубокого изучения жизни и переработки
впечатлений, от общения с ней создаются целостные творческие образы большого
художественного и идейного содержания. Художественные образы обычно возникают
постепенно, а не моментально, как считают многие. Образ формируется в процессе
творческой работы, требующей от художника огромного напряжения сил. Новый образ
включает то, что художник когда-то видел в действительности, и вместе с тем это
не копия действительности. Как правило, конкретная натура является необходимой
опорой в создании нового творческого образа, но даже удачный выбор натуры не
решает еще проблемы формирования образа. Важно внимательное и глубокое изучение
данной натуры, отбор в ней характерного, необходимого художнику в решении
задуманного и отбрасывание всего лишнего. Часто подбор натуры и
непосредственное изучение ее занимает у художника очень большое время — месяцы,
годы. Но зато, как признаются сами художники, встреча с нужной для них натурой
и период ее изучения сопровождаются бурным эмоциональным переживанием,
радостным настроем на творческую работу. Эмоциональное переживание художника в
такие моменты служит условием возникновения устойчивого состояния вдохновения.
Вот как рассказывает
П. А. Федотов о поиске и изучении натуры для создания образа картины: «Когда
мне понадобился тип купца для моего «Майора», я часто ходил по Гостинному и
Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и
изучая их ухватки; гулял по Невскому проспекту с этой же целью. Но не мог найти
того, что мне хотелось. Наконец, однажды, у Аничкина моста я встретил
осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на
Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как
я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до
дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год,
изучил его характер, получил позволение списать с моего почтенного тятеньки
портрет... и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно
лицо, а чего мне стоили другие».
Длительное
изучение художниками прототипов своих будущих произведений, наблюдение и
изучение их в разных условиях и в разное время объясняется стремлением
художников найти, заметить в них то, самое примечательное, характерное и
типичное, что, как правило, с трудом раскрывается в людях. Вот почему
необходимо время и время, позволяющее художнику проводить бесчисленные
наблюдения, чтобы по крупицам собирать характерное для своего героя. Ведь чаще
всего первое впечатление о человеке не раскрывает нам, каков он по своему
характеру, представителем какого слоя, какой специальности он является. Простая
фотография факта также не раскрывает этого.
|
 |
 |