12.3 Воображение в художественном творчестве
Без развитого
воображения художник практически не может заниматься творческой деятельностью,
в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие
действительность копии. Изобразительное искусство — это образное отражение
действительности. Н. Н. Ге часто говорил: «Надо развивать в себе силу
воображения».
Известный
советский профессор К. Д. Трохименко, опытный преподаватель, считает серьезным
недостатком тот факт, когда студент при выполнении композиции все делает с
натуры и боится, не решается сделать что-либо «от себя», по воображению. Такой
подход к работе тормозит успешное развитие творческого воображения, зрительной
памяти. «Порочен метод работы, — пишет он, — при котором студент, найдя тему и
определив сюжет, ставил в соответствующую позу натуру и прямо описывал или
срисовывал ее в композицию эскиза. Таким образом учащийся постепенно отвыкал от
творческих поисков и становился на путь наименьшего сопротивления. При подобном
методе не развиваются зрительная память и творческое воображение...»2.
О том, что работа
над композицией, должна быть наполнена творческим отношением художника,
свидетельствуют высказывания самих художников. В частности, Н. П. Крымов
говорил, что композиция есть творческая организация картины и ни в коем случае
нельзя смешивать ее с простым размещением и расстановкой фигур и предметов на
холсте.
Потребность в
творческой деятельности обусловливается общественной необходимостью в
конкретном новом продукте. Именно это и ведет к возникновению творческой идеи,
замысла, служит побудительной силой в создании нового. Воображение художника
формируется в практической деятельности. Художник, создавая образы, уточняет,
обогащает их, т. е. постоянно изменяет их в процессе работы. Он практически
осуществляет творческие замыслы, которые в ходе изобразительной деятельности из
смутных, неопределенных перерастают в четкие, конкретизированные. Практика
позволяет реализовать любой творческий замысел художника. Каждый художественный
образ совершенствуется, проверяется и окончательно принимается в процессе
реального выполнения. Как только замысел из головы «переселяется» на холст или
бумагу, он приобретает наглядно-изобразительный характер. Совершенствование его
выразительности в рисунке, живописи (эскизах) идет параллельно с уточнением,
выкристаллизовыванием зрительного образа в голове, т. е. изображение служит
опорой и толчком для последующей работы воображения.
Постоянная связь
воображения с окружающим миром, практикой предполагает зависимость воображения
от знания этого мира. Чем больше имеет художник знаний, чем шире его кругозор и
богаче опыт в изобразительной деятельности, тем больше имеется у него
возможностей в создании подлинно нового художественного произведения. Причем эти
задачи должны строго следовать одна за другой и в такой же последовательности
решаться. Нарушение этой последовательности обычно ведет к обеднению
творческого замысла, ослаблению выразительности изображаемого.
Выделяя
определенные стадии, этапы творческого процесса, следует отметить, что, как
правильно утверждает П. М. Якобсон, «выявление психологических этапов создания
произведения искусства по сути дела является своеобразной реконструкцией этого
процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели.
Вначале
творческий замысел картины возникает в расплывчатой, неясной форме. Затем
наступает процесс «кристаллизации» замысла, в течение которого первоначальная
идея произведения начинает все больше и больше приобретать четкость, конкретность.
В ходе «вынашивания» замысла нередко первоначальное содержание произведения
меняется коренным образом, но, как правило, общая идея остается. Наблюдается
случай, когда период уяснения замысла картины затягивается на значительное
время — месяцы и годы. Это объясняется многими причинами. Одна из них состоит в
том, что художнику не удается установить новые связи между элементами целого,
связать отдельные образы единым действием, сюжетом. Иногда появившийся новый
замысел сбивается на уже отвергнутый, что значительно тормозит создание,
осмысливание нового. Причиной затяжки уяснения замысла могут служить жизненные
условия, в которых находится художник.
После того как
более или менее определился замысел картины, художник создает первый эскиз.
Этот этап работы художника характеризуется уточнением общего содержания
картины.
|
 |
 |