12.3 Воображение в художественном творчестве
Но бесстрастная фиксация внешней оболочки жизни, рабское
копирование действительности, исключающие широкое обобщение, типизацию явлений
реального мира, делают натуралистический образ неубедительным, невыразительным,
лишенным жизненной правды. В натуралистическом образе отсутствует какое-либо
идейное содержание. Для натурализма характерно бездушное отношение к объекту
изображения. Чтобы возместить недостатки внутреннего содержания, как-то скрыть
отсутствие больших идей, натуралистическое искусство стремится поразить
различными внешними эффектами, подчас, настоящими фокусами. Л. Н. Толстой очень
точно подметил те типичные черты, которые лежат в основе создания «подобия
искусства». Это — 1) заимствование, 2) подражательность, 3) поразительность и
4) занимательность.
Кубизм,
сюрреализм и другие разновидности формалистического искусства основной своей
задачей ставят выражение субъективных переживаний художника, «самовыражение»
его личности. Эти цели сопровождаются отрицанием необходимости и возможности
раскрытия действительности как она есть. Провозглашая «независимость» художника
от окружающего его мира и ставя на первый план субъективные впечатления
художника, формализм в искусстве не способен на какое-либо обобщение, выражение
типичности в жизненных явлениях и уводит зрителей от реальности.
Художественный
образ всегда объединяет форму и содержание изображаемой действительности. Форма
художественного произведения выражает его содержание. Форма, как таковая, не
имеет самостоятельного значения, она целиком направлена на наилучшее выражение
идеи, содержания произведения. Она соответствует содержанию и подчиняется ему.
Но только совершенная форма может по-настоящему выражать воплощенные в ней
идеи. Ни одна самая значительная идея не может быть донесена до зрителя, если
произведение слабо по форме, если форма не соответствует содержанию. Вот почему
работа над формой, совершенствование мастерства художника занимают такое
большое место в его творчестве.
Разрыв между
формой и содержанием нередко можно увидеть в произведениях отдельных художников
на художественных выставках. В одних из этих произведений важная общественная
тема не находит должного воплощения в форме — не соответствует содержанию
размер произведения, его художественно-технические средства изображения
отличаются малым профессионализмом, мастерством и т. д. Или наоборот,
произведение выполнено мастерски, на большом техническом уровне, отличается
высокой художественной формой, но тема взятая для выражения, мелкая,
незначительная, показывает нетипичные, нехарактерные для действительности
явления. В любом случае снижается значение художественного произведения,
теряется его выразительность и цельность.
Вот почему
справедливо утверждение, что форма зависит от содержания и содержание от формы
и что в художественном произведении форма и содержание составляют единое целое.
В Г. Белинский писал: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним
так тесно, что отделить ее от содержания", значит уничтожить самое
содержание, и наоборот: отделить содержание от формы, значит уничтожить форму».
А прославленный скульптор М. М. Антокольский говорил: «Когда спорят: что лучше
в искусстве — содержание или форма, для меня это все равно, как если бы
спросили: «что лучше — левый глаз или же правая нога?». И то и другое не
хорошо, когда недостает у иного организма»
. Причем единство
формы и содержания предполагает абсолютную целостность всех компонентов
художественной формы. Если рисунок, колорит, композиция или что-либо другое
резко отличается по своим качествам от всех других составных частей формы,
сразу наблюдается «диссонанс». То есть форма теряет единство, цельность
составляющих ее элементов. От этого художественный образ становится
невыразительным. Таким образом, художественное творчество есть деятельность,
характеризующаяся упорным, настойчивым и целенаправленным трудом на всем
протяжении создания художественного произведения. На всех этапах этой
деятельности художник осуществляет поиск, сопровождаемый беспрерывным трудом,
постоянным напряжением всех его психических и физических сил. Поиск
заканчивается лишь с завершением художественного произведения. Бывает и так,
что через какое-то время художник возвращается к, казалось бы, завершенному
произведению и существенно его дополняет, а то и изменяет.
|
 |
 |