10.2 Характеристика мыслительных операций
Чем точнее художник установит общее, сходное в изображаемых объектах, тем он
глубже познает их, тем быстрее поймет их назначение, конструктивное строение,
особенности их объемной формы, цвет, пространственное положение.
Так, изучаемые и
изображаемые на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах
предметы систематизируются и классифицируются по группам, типам, классам,
видам. Например, такому распределению подлежат овощи, фрукты, столярные и
слесарные инструменты, животные, птицы, геометрические тела граненной и
сферической поверхности и многое другое.
Следует заметить,
что одни и те же объекты можно классифицировать в разных направлениях — это
обусловливается обычно тем, какой признак берется за основу. Обычно за основу
классификации берутся наиболее существенные признаки предметов, однако,
повторяем, это не исключает того, что данный объект может классифицироваться и
по другим признакам. Часто это зависит от конкретной задачи и цели художника.
Так, при изображении конструктивного строения предметов, их формы художник
будет классифицировать, беря за исходное данные, стороны, свойства изображаемых
объектов. При нанесении же светотени за основу классификации берутся другие
свойства и признаки, а при выполнении работы в цвете за основу берется цвет
(хроматический или ахроматический, теплый или холодный и т. д.).
В процессе
обобщения предметов и явлений действительности, выделения в них общего художник
одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми
они отличаются друг от друга, а рассматривает то, что им выделяется. Такое
мысленное отвлечение называется абстрагированием. Изображение, и, прежде всего
изображение с натуры всегда включает элементы абстрагирования. Например, если
школьник выполняет с натуры рисунок чайника в карандаше, то он думает о форме
(выражающейся в величинных отношениях, пропорциях) и отвлекается от цвета. Если
же мы возьмем отдельные этапы процесса рисования, то в каждый конкретный момент
рисования учащийся думает только или о пропорциях, или о пространственном
положении предмета изображения, или о его конструкции, отвлекаясь от всего
остального.
Конкретизация
всегда предполагает мысль об общем, являясь своего рода связующим звеном между
обобщением и данными чувственного опыта. Общее легче и быстрее понимается через
конкретные примеры, стороны, явления, в которых содержится это общее. Изучая,
например, закон распределения светотени на цилиндрических поверхностях,
рисующий быстрее и более продуктивно усвоит их, если он будет рассматривать распределение
светотени на конкретных примерах — бидонах, кружках, чашках, наблюдать
распределение светотени на этих предметах в различных, конкретных условиях
освещения. Абстракция обусловливает «проникновение в глубь» предмета, явления,
без абстракции невозможно познать сущность изучаемого. Так, изучая на уроке
черчения конструктивное строение нескольких предметов, например призматической
формы, школьник отвлекается от многих особенностей признаков отдельных
предметов и выделяет лишь главные, существенные признаки, присущие только
строению данного вида предметов. Такими признаками, особенностями строения
предметов призматической формы являются грани, две из которых представляют
собой основания — верхнее и нижнее, а остальные — боковые (четырехугольные) пересекаются
по прямым линиям (ребрам). Количество боковых граней зависит от количества
углов граней, лежащих в основаниях. В общем, любой предмет призматической
формы—многогранник. И раскрытие этого в объектах призматической формы
представляет для учащегося раскрытие сущности формы данных предметов, познание
строения вычерчиваемого предмета, имеющего указанную форму.
Являясь
необходимым условием глубокого познания сущности изображаемого, абстракция как
высокая и качественная ступень развития мышления обусловливает в
изобразительном процессе применение схем построения рисунка. Общие схемы
построения рисунков призваны как можно точнее передать пространственные
отношения, конструктивные закономерности строения предметов, перспективные
сокращения форм изображаемых объектов и особенно таких сложных объектов, как
человек, животные, птицы, различные сооружения, виды транспорта и многое
другое. Но применение подобных схем требует значительного участия абстракции,
развитого мышления. П. П. Блонский отмечал, что как сознательное припоминание,
так и общие схемы вместо ярких образов развиваются лишь на более высоком уровне
развития нервной системы, что доказывает хронология развития их в онтогенезе.
|
 |
 |