10.2 Характеристика мыслительных операций
Таким образом, в
зависимости от сложности задачи, сложности анализируемого и синтезируемого
предмета, явления анализ и синтез могут быть простые и сложные. В
изобразительном процессе любое взаимоотношение анализа и синтеза натуры, как
правило, фиксируется на плоскости листа бумага или плоскости холста, т. е.
конечным пунктом применения результатов аналитико-синтетической деятельности
мозга является непосредственно изображение. Конечно, нельзя так понимать, что
буквально каждая из сотен и тысяч операций анализа и синтеза, совершающихся в
коре головного мозга, в течение процесса изображения обязательно отразится в
рисунке или в живописи, но основные из них, главные, раскрывающие сущность,
закономерное в объекте изображения, найдут свое отражение в практической работе
художника.
Это лишний раз
говорит о том, что анализ и синтез не являются обычным, механическим разъединением
или механическим объединением самых различных признаков, сторон познаваемого
объекта. Анализируются и синтезируются определенные стороны, признаки, качества
объектов. Такими признаками, свойствами, частями для художника являются
конструкция, форма, пропорции, пространственное расположение, фактура,
светотень, цвет, эмоциональные переживания человека, его психологическое
состояние и т. д. Рисунок или живописная работа являются документом, в котором
обычно фиксируются особенности протекания анализа и синтеза натуры в процессе
изображения, и вместе с тем специфика изобразительного процесса такова, что
анализу и синтезу подвергается и само изображение. В этом заключается одна из
особенностей изобразительного процесса. Постоянный анализ и синтез натуры и изображения
— необходимое условие познания натуры для целей изображения, правдивой и точной
передачи изображаемого в произведении художника. Причем сложность заключается в
том, что анализ и синтез изображения, являющегося образом реального предмета,
объекта, по этой причине часто протекают аналогично анализу и синтезу,
совершающимся в процессе восприятия натуры. Такое аналогичное влияние не всегда
дает положительный результат. Нередки ошибки в определении пропорций,
конструктивного строения, цвета изображаемого объекта, допускаемые при анализе
и синтезе художественного произведения. Необходимыми условиями, способствующими
ликвидации такого влияния, являются:
1. Постоянный
анализ и синтез как объекта изображения, так и самого изображения.
2. Активность
анализа и синтеза не только натуры, но и изображения.
3. Неразрывная
связь анализа и синтеза натуры с анализом и синтезом изображения.
Наблюдения за
художественным процессом, а также специальные исследования свидетельствуют о
том, что если не выполняется хотя бы одно из названных условий, страдает
процесс познания натуры, и в конечном итоге правдивое изображение натуры не
получается. Иногда художники, и особенно часто начинающие заниматься
изобразительной деятельностью, игнорируют постоянный и активный анализ и Синтез
натуры. Обычно это объясняется недооценкой анализа и синтеза в изобразительном
процессе, а еще чаще — неумением анализировать и синтезировать. При неумении
художественно мыслить анализируются не главные, существенные стороны, свойства
и признаки объектов изображения, а отдельные, не раскрывающие сущность
изображаемых деталей, качества. Они же и синтезируются. В результате
изображения получаются с массой ошибок, неточностей, с выделением и
подчеркиванием несущественных деталей, подробностей. Т. е. в процессе
изображения данные чувственные познания значительно преобладают над данными
логического познания, полученными с помощью мыслительных операций — анализа и
Синтеза.
Наглядным
примером может служить рисунок студента художественного училища (рис. 80).
Увлекаясь анализом и синтезом носа, глаз, рисующий не сумел «построить» форму
всей головы как основы, несущей в себе нос и глаза как части. Едва намеченные
линиями контуры затылочной части и лицевой неправильно передают пропорции,
пространственное расположение, не говоря уже о степени перспективного
сокращения как лицевой, так и лобной части головы. Неправильно передаются в
рисунке головы и пропорциональные отношения между основанием носа и линией рта
и от линии рта до подбородка.
В итоге, хотя
голова на рисунке имеет сходство с моделью, но в изображении нет основного,
главного — правильного, соответствующего натуре конструктивного и
перспективного построения головы в целом (изображённая на рисунке голова
кажется плоской, необъемной, а не круглой, как шар,
|
 |
 |