10.2 Характеристика мыслительных операций
Если в изобразительном процессе не
производится сравнение между натурой и рисунком, этюдом, то, как правило,
художник увлекается изображением отдельных признаков, сторон натуры, теряет
цельность изображаемого и делает массу ошибок в конструктивном построении
предметов, их формы, пропорциях, цвете и т. п.
Этим объясняется
множество ошибок, неточностей в рисунках, этюдах начинающих художников.
Неумение сравнивать натуру с изображением отрицательно сказывается на успехе
изобразительного процесса. А подавляющее большинство ошибок в рисунках учащихся
I и II классов, где уроки изобразительного искусства ведет не специалист, а
учитель начальных классов, как свидетельствуют специальные исследования Е. И.
Игнатьева, В. С. Кузина, объясняются тем, что школьники очень мало сравнивают свои
рисунки с натурой. И если незаметно унести натурные постановки, то дети могут
не обратить на это внимания. Умение сравнивать можно постоянно формировать,
совершенствовать, и художнику необходимо развивать это умение, необходимо
учиться сравнивать.
Подчеркивание
важности роли сравнения при изображении с натуры не значит, что на остальных
этапах изобразительной деятельности значение сравнения уменьшается. В течение
всей своей изобразительной деятельности художник постоянно производит
сравнения, независимо от того, думает ли он только над какой-либо темой или уже
кладет на холст последние мазки. Часто сравнение между одними явлениями,
объектами, их свойствами и другими служит началом создания (композиционной
основой) творческого произведения. Пример можно найти в воспоминаниях И. Е.
Репина, где художник рассказал, что натолкнуло его на мысль написать картину
«Бурлаки на Волге» во время поездки по Неве. «Приблизились. О боже, зачем же
они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится
и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок, а
рубахи-то, рубахи! Истлевшие — не узнать розового ситца, висящего на них
полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот
лохмотья! Влегши в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от
загара... Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди
сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели...
Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!» (48, 222—223). Под
влиянием сравнения, контраста «блестящей, разряженной публики» и
«чудищ-бурлаков» была задумана одна из самых знаменитых картин И. Е. Репина
(рис. 82).
В результате
сравнения возникла идея создания картины «Допрос коммуниста» у Б. В. Иогансона
(рис. 83). Вот как об этом рассказывает сам автор картины: «Пришлось мне быть в
Музее Красной Армии, где я увидел фотографию с наших командиров и неподалеку
фотографию бандитов-анненковцев. Я был ошеломлен, разительным контрастом лиц: с
одной стороны, благородные, красивые, мужественные люди, а с другой — отребье
рода человеческого. Возникло естественное сопоставление. Редко художник не
одержим какой-либо идеей. Меня тогда преследовала идея сопоставления классов,
желание выразить в живописи непримиримые классовые противоречия, и было ясно:
чтобы выразить эту идею, прежде всего необходимо набрести на сюжет».
Большое значение
имеет и сравнение художником его собственных произведений с произведениями
других художников, особенно известных. Оно дает возможность художнику
определить неудачные стороны, моменты в передаче действительности в его
произведениях, найти пути их исправления и вместе с тем увидеть в своих
картинах, скульптурах положительные стороны, подсказывает дальнейшие
возможности их закрепления, помогает художнику целенаправленно строить
дальнейший изобразительный процесс. Для вскрытия общего в явлениях и предметах
окружающего мира необходимо участие не только анализа и синтеза, но и
сравнения. Посредством сравнения художник определяет то общее, что имеется
между отдельными объектами, явлениями, которые он объединяет в конкретную
группу, категорию. За основу любого обобщения могут браться различные признаки
сходных предметов. Но особое значение имеет обобщение, опирающееся на выделение
не только общих, но и основных признаков, характеризующих сущность данных
объектов и явлений. Обычно такое обобщение совпадает с процессом образования
понятий, процессом познания определенных закономерностей, связей между
предметами, явлениями и отдельными их свойствами. Любое правило, закон, понятие
— есть обобщение. Короче говоря, это всегда какой-либо общий вывод, итог,
который человек делает на основе наблюденных им сходных явлений, фактов. И
усвоение, т. е. познание любого правила, закона есть не что иное, как обобщение.
|
 |
 |