10.2 Характеристика мыслительных операций
Любая
мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации. Основными
из них являются анализ и синтез. Мышление — это аналитико-синтетическая
деятельность мозга. Любой познавательный процесс отличается тесной связью и
взаимообусловленностью анализа и синтеза. Ф. Энгельс писал, что мышление состоит
столько же в разложении объектов сознания на их элементы, сколько в соединении
родственных между собой элементов в единстве. Без анализа нет синтеза.
Тесная связь,
единство анализа и синтеза нашли свое подтверждение и в учении И. П. Павлова об
анализаторной и синтезирующей деятельности коры головного мозга. «Мышление
непременно начинается с ассоциаций, с синтеза, затем идет соединение работы
синтеза с этим анализом. Анализ имеет свое основание, с одной стороны — в
анализаторной способности наших рецепторов, периферических окончаний, а с
другой стороны — в процессе торможения, развивающемся в коре больших полушарий
головного мозга и отделяющем то, что не соответствует действительности, от
того, что соответствует действительности».
В изобразительном
искусстве любой изобразительный процесс включает в себя анализ и синтез.
Изображая с натуры какой-либо объект' действительности, художник, анализирует
конструктивное строение, пространственное расположение, цвет, распределение
светотени и других особенностей, закономерностей, признаков этого объекта. В
свою очередь анализ, например, конструктивного строения объекта изображения
требует отдельного анализа каждой части, составляющей вместе с другими
изображаемый объект в целом. Изображая с натуры такой сравнительно простой
объект, как гипсовая ваза, рисующий в процессе анализа выясняет, что ваза имеет
конструкцию «комбинированного тела», т. е. состоит в своей основе из шара,
усеченного конуса, двух цилиндров. Затем анализируется каждая из этих составных
частей. Таким образом, выясняется строение цилиндра, шара, конуса — и все это
применительно к данной вазе. Но этим анализ формы вазы не ограничивается —
рисующий начинает анализировать пропорции вазы, определяя, в каких величинных
отношениях находятся отдельные части вазы — сосуд вазы, горловина, дно.
Параллельно с анализом формы, строения вазы проводится анализ пространственных
взаимоотношений частей вазы и анализ пространственного положения вазы в целом.
Для этого анализируется уровень горизонта, линия горизонта, расположение вазы
по отношению к линии горизонта, степень перспективного сокращения горловины,
донышка вазы.
Такому же
подробному анализу подвергается и распределение светотени на поверхности вазы.
То есть рисующий анализирует градации светотени — свет, тень, полутень, блики,
рефлексы, определяя разницу между ними по световому тону, устанавливая границу
между светом и полутенью и т. д. Причем анализируется светотень как на вазе в
целом, так и на отдельных ее частях.
Точно так же, как
и анализ, постоянно, в течение всего процесса рисования вазы осуществляется и
синтез ее конструкции, формы, пространственного расположения, светотени.
Анализируя форму каждой части вазы, рисующий тут же соединяет все части в
единое целое — общую конструкцию вазы. При анализе светотени объединяются все
градации света и тени, что дает возможность рисующему осознать направление
света, месторасположение вазы по отношению к источнику света, определить
характер объема. Как известно освещение способствует выявлению объема.
Постоянная смена
анализа и синтеза в процессе изображения (часто почти неуловимая) обусловливает
активную работу мысли, активное познание объекта изображения. На эту
отличительную черту художественного процесса указывал известный советский
художник К. Юон: «Художник анализирует, расчленяет и вновь объединяет
разрозненное, отыскивая общий знаменатель явлений. Его метод — анализ и синтез
одновременно». Особенно повышается значение анализа и синтеза при изображении
самого сложного объекта действительности— человека. Сложность изображения
человека обусловливается не только сложностью конструктивного строения головы,
туловища и других частей фигуры человека, сложностью его пластической анатомии,
но и необходимостью передать внутреннее психологическое содержание, душевный
мир изображаемого (рис. 78, 79). При решении указанных задач в изобразительном
процессе анализ и синтез достигают особенно высокого качественного уровня.
|
 |
 |