10.2 Характеристика мыслительных операций
нет правильной передачи
пропорций форм). В результате этого нет передачи психологического состояния
изображаемого, не раскрывается его внутренний мир.
Иногда портретные
работы отличаются «похожестью», внешне «правильной» передачей натуры, мнимой
«цельностью», но при внимательном их рассмотрении оказывается, что в них нет
глубины передачи изображаемого, нет сущности, глазу не за что «зацепиться».
Внимательное изучение особенностей мыслительной деятельности в процессе
изобразительного творчества показывает, что наблюдается определенное
взаимоотношение анализа и синтеза, которое дает наибольший эффект процесса
изображения. Это взаимоотношение анализа и синтеза выражается в общепринятом
порядке выполнения любой художественной работы — от общего к частностям и от
частностей снова к общему. Такой порядок, определяющий успех изобразительного
процесса, имеет в виду на первой стадии работы преобладание синтеза, на
следующей — преобладание анализа и затем снова синтеза. Указанное
взаимоотношение анализа и синтеза относится непосредственно и к построению
рисунка объекта, и к нанесению светотени, и к выполнению работы в цвете
(акварель, масло, гуашь, темпера). Это положение распространяется и на ход
выполнения как длительных работ (картины, портреты, длительные рисунки, этюды),
так и односеансных набросков, зарисовок, этюдов и т. п. Важнейшее значение
синтеза в живописи и в рисунке обусловливается еще и тем, что все предметы и
объекты действительности существуют в определенном пространстве, находятся в
единой световоздушной среде и в силу этого так или иначе связаны между собой.
На раскрытие этой существенной и закономерной связи и должен быть направлен,
прежде всего, синтез (так же, как и анализ). Об этой связи между предметами
действительности и необходимости передавать ее в изобразительном искусстве
очень верно писал Делакруа: «Если мы бросим взгляд на окружающую нас
обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами,
представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная
окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так
сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию. В этом есть известная
прелесть, и живопись, по-видимому, не должна бы проходить мимо этого явления.
Однако далеко не все живописцы и даже крупные мастера достаточно внимательны к
этому. Большинство как будто не заметило в природе этой необходимой гармонии,
вносящей в произведение живописи единства, которого нельзя создать одними
линиями, даже при самом остроумном их расположении».
И. И. Левитан
говорил, что не все художники умеют связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и
небо, у них все отдельно, а вместе, в целом это не звучит. Очень важно в
живописи постичь в пейзаже верное отношение земли, неба и воды.
«Сравнение есть
основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как
через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет,
которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы
такой предмет был возможен), то мы не могли бы составить об этом предмете ни
одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова». Любое сравнение
предполагает сопоставление каких-либо предметов, их отношений. Например,
школьник V класса при рисовании с натуры группы предметов — подноса, чайника,
лимона и сливы (натюрморт), сравнивает, эти предметы по форме, величине, по
особенностям конструктивного строения, по цвету и т. п. (рис. 81). Если
учащийся не будет сравнивать предметы натюрморта друг с другом, то он просто не
сможет определить пропорции, форму, пространственные отношения, цвет предметов
натюрморта.
Сравнение всегда
есть выделение тех или иных признаков, сторон предметов, причем,
последовательное их выделение. После установления того, как конкретный признак
представлен в сравниваемых объектах, определяется сходство и различие между
предметами. Следовательно, анализ — это одна из необходимых составных частей
сравнения. Наряду с анализом в сравнении широкое участие принимает синтез.
Сравнивая, рисующий всегда устанавливает сходство или различие между
изображаемыми предметами, их выделенными признаками, свойствами или частями.
Особенно велика роль сравнения при изображении с натуры.
Постоянное
сравнение изображения с моделью является залогом успешного процесса
изображения. Сравнивая свое произведение с объектом, художник систематически
контролирует весь процесс работы, устанавливая соответствие или несоответствие
изображения с натурой, находя в рисунке, скульптуре или живописной работе те
или иные ошибки, неточности, исправляет их.
|
 |
 |