10.3 Формы, виды мышления и индивидуальные особенности мыслительной
деятельности человека
Мышление,
подчиняясь общим закономерностям, выражающимся в формах, видах мышления, у
каждого человека индивидуально. Индивидуальные различия мыслительной
деятельности человека есть следствие особенностей развития его ума в процессе
обучения и воспитания, в процессе всей его жизни. На особенности человеческого
ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения, и
определенное соотношение первой и второй сигнальных систем. Индивидуальные
различия мыслительной деятельности человека проявляются в качестве ума, основными
из которых являются широта, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость и
быстрота.
Широта ума
проявляется в широком охвате познанием различных вопросов действительности, во
всестороннем и творческом подходе к исследуемым вопросам теории и практики.
Широта ума, характеризуя собой познавательную деятельность конкретного
человека, основана на глубоком и всестороннем знании окружающего мира. Широтой
ума отличаются все гениальные люди. Широта ума наблюдалась у таких титанов
эпохи Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи. Величайшей широтой ума
отличались К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, которые в своей революционной,
политической и научной деятельности охватили все стороны развития жизни, науки
и культуры человеческого общества.
Глубина ума означает
умение проникнуть в сущность явления, события, понять причины их возникновения
и предвидеть дальнейший процесс развития. Глубокий ум предполагает нахождение
правильных путей и способов познания окружающего мира. Для самостоятельности
мышления характерно умение человека ставить новые задачи и самому находить
соответствующие решения и ответы. Конечно, каждый человек всегда опирается на
знания, опыт других людей, но человек с самостоятельным умом сознательно и
творчески усваивает и использует знания, опыт других людей. Человек, у которого
отсутствует самостоятельность мышления, овладевает знаниями и опытом других
людей механически, и при решении тех или иных задач в основном опирается на
трафареты, готовые правила. Это легко наблюдать в мыслительной деятельности
школьников, на уроке. Например, учитель рисования не один раз замечал, что ряд
учащихся, выполняя рисунок с натуры или на тему, сразу же самостоятельно
определяют композиционное расположение листа бумаги, величину рисунка,
определяют последовательность работы и ведут ее в этой последовательности,
другие учащиеся стремятся срисовать с классной доски рисунок учителя с таблицы,
а при отсутствии их срисовывают рисунок своего соседа. Естественно, что
механическое срисовывание, отсутствие анализа натуры, своего рисунка приводит к
массе ошибок, невыразительному рисунку. Критичность ума означает умение
человека оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять выводы и
умозаключения. Критический ум является дисциплинированным. Человек, обладающий
критическим умом, серьезно, ответственно относится к порученному делу, к своим
поступкам и к поведению других. Гибкость ума выражается в самостоятельности и
свободе мысли во время выбора приемов, способов решения новых задач, новых
проблем. Гибкий ум — это ум активный, постоянно ищущий, учитывающий все
изменения теоретических и практических условий, ситуаций и в соответствии с
этими изменениями применяющий новый способ решения задачи.
Быстрота ума
характеризуется умением человека быстро разобраться в сложной обстановке,
быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума проявляется в
находчивости и сообразительности. Принятие быстрых и вместе с тем обдуманных
решений в сложных жизненных ситуациях предполагает дисциплинированность,
большую силу воли.
Все перечисленные
качества ума тесно взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга и в целом
составляют ум человека. Качества ума развиваются в процессе деятельности
человека, в процессе решения мыслительных задач и зависят от способов и приемов
их формирования. Широкие возможности в развитии качеств мышления открываются в
процессе обучения в общеобразовательной школе.
10.4 Особенности художественного мышления
Мышление
художника ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного
творчества отличается своими особенностями. Что же характеризует мышление
художника? Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо
наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает
свой мыслительный процесс наглядными образами.
|
 |
 |