10.3 Формы, виды мышления и индивидуальные особенности мыслительной
деятельности человека
Специфика практической
деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (на холсте,
бумаге, в скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей
степени наглядно-образный характер мышления художника.
Эту отличительную
черту мышления художника — «мыслить образами», т. е. воспроизводить жизнь в
художественных образах, хорошо раскрывает В. Г. Белинский: «Философ говорит
силлогизмами, поэт образами и картинами, а говорят оба они одно и то же. Политическая
экономика, вооружаясь статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих
читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много
улучшилось или много ухудшилось вследствие таких-то причин. Поэт, вооружась
живым и ярким изображением действительности, показывает в верной картине,
действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе
действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин.
Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами,
другой — картинами».
Художественный
образ, являясь носителем единичного, конкретного, есть и обобщение. Так,
художественный образ человека, изображая конкретную личность, всегда
претендует на типичность и при соответствующем исполнении художником поднимается
до характерно-типичного, т. е. обобщающего, образа. Художественный образ есть
единство, сплав индивидуального, единичного и общего, типичного. Создавая
художественный образ, тем самым воспроизводят связь между единичным и общим,
существующую в объективной реальности, отражают ее наглядно.
Так как
художественный образ в изобразительном искусстве имеет обобщающую функцию,
становится понятным значение образного содержания художественного произведения
как выражения его идейного содержания. Идейное же содержание любого
художественного произведения целиком определяется мировоззрением художника, его
взглядами, идеями, которыми он руководствуется в жизни. В сущности, любое
художественное произведение имеет идейную направленность, выражая определенную
идеологию. Вопрос заключается только в том, в какой степени оно выражает идею,
насколько совершенно показывает ее. И как правильно отмечает советский психолог
С. Л. Рубинштейн, «в подлинно художественном произведении, одновременно идейном
и художественном, самое его наглядно-образное содержание и только оно является
носителем его идейного содержания, но оно выражает его иначе, чем это можно
сделать в отвлеченных формулах и общих положениях» (50, 305). Следовательно,
чем совершеннее наглядно-образное содержание художественного произведения, тем
глубже и полнее передается его идейное содержание, выраженное в художественных
образах. Вместе с тем наглядно-образное содержание художественного произведения
представляет собой форму передачи содержания идеи. Так, создание реалистического
произведения изобразительного искусства требует неразрывности, органической
связи формы и содержания, что в свою очередь зависит от особенностей мышления
художника.
Рассмотренная
характеристика особенностей мыслительной деятельности художников позволяет
сделать вывод о том, что их мышление представляет собой своеобразный вид
мышления, который можно назвать художественным мышлением, включающим в себя как
наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, без
преимущественного преобладания одного из них над другим.
Вместе с тем
задача претворения в реальность результатов мышления художника обусловливает
необходимость постоянно подкреплять свои мысли конкретными действиями (работа
кистью, карандашом и т. д.), что придает мышлению практический, действенный
характер.
Единство
чувственного и логического познания в изобразительной деятельности часто
требует на тех или иных этапах изобразительного процесса «свежести впечатлений»
от изображаемой натуры, цельности восприятия ее. Это требование обусловлено
тем, что нередко художник, увлекаясь различными логическими построениями,
множеством умозаключений или непосредственным процессом работы на холсте,
начинает меньше обращать внимания на натуру — в результате чего глаз как бы
«притупляется» и художник меньше получает впечатлений от натуры. Нередко
большое влияние на последующее восприятие натуры оказывает первоначальный образ
изображаемого, сформированный в самом начале изобразительного процесса,
вследствие чего глаз начинает пассивно «работать», «не ищет» новых аспектов в
натуре, и восприятие теряет цельность.
|
 |
 |