10.3 Формы, виды мышления и индивидуальные особенности мыслительной
деятельности человека
раскрытие сущности понятия.
Утверждающими
суждениями являются, например, такие суждения, как: «рисование с натуры есть
основа обучения изобразительному искусству» или «каждый предмет
действительности имеет в своей основе строение какого-либо геометрического
тела». В отрицательных суждениях отмечается отсутствие связи, характерной между
отдельными признаками, качествами предметов и явлений или между предметами,
явлениями в целом. Например: «в этом горшке нет элементов эстетического» или «в
этом рисунке не передан характер натуры». Знание какого-либо закона, научного положения
— это умение высказать правильное суждение, т. е. раскрыть сущность содержания
явления, предмета, связей между ними, сформулированных в какой-либо закон,
положение.
Каждое суждение
представляет собой констатацию фактов, связей, существующих между предметами,
явлениями, и насколько правильно суждение отражает эти факты связи,
свидетельствует практика. Но не только практика является критерием истинности
суждения. Большое значение в проверке правильности суждения имеют
умозаключения.-
Умозаключения бывают
индуктивными и дедуктивными. Индукция и дедукция тесно связаны между собой.
Рассуждая о том - или ином явлении, предмете, человек делает умозаключения не
только обобщающего характера, опираясь на отдельные признаки, качества данного
предмета и явления, но и делает частные выводы, исходя из общих положений и
закономерностей. Тесная связь обоих видов умозаключений способствует наиболее
полному раскрытию явлений, предметов действительности. Чем лучше человек знает
особенности, назначение отдельной части, отдельного свойства изучаемого
объекта, тем быстрее он сможет понять его в целом, и наоборот, хорошее знание
назначения предмета в целом, знание его общих свойств и закономерностей поможет
быстрее осмыслить отдельные его стороны, признаки. Индукция и дедукция
находятся в таких же взаимообусловленных отношениях, как и мыслительные
операции анализа и синтеза. Поэтому отдавать предпочтение одному из них нельзя
— в познании действительности они выполняют одну и ту же роль и не могут
протекать один без другого.
В зависимости от
сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного
уровня различают конкретно-действенное, наглядно-образное и
абстрактно-теоретическое мышление.
При
конкретно-действенном мышлении слова выполняют в основном констатирующую
функцию. Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности,
специфика которой обусловливает решение мыслительных задач с одновременным
подкреплением практическими действиями.
Абстрактно-теоретическое
мышление тесно связано с решением теоретических задач и отражает уровень
развития логической стороны мышления.
Указанные виды
мышления выделены условно. Наглядное мышление и отвлеченно-теоретическое
мышление неразрывно связаны в едином процессе познания. Действительно, всякое
мышление оперирует более или менее обобщенными, абстрактными понятиями, и
вместе с тем основу любого процесса мыслительной. деятельности составляют
наглядные, чувственные образы. Да и само понятие включает в себя образ того
предмета или явления, сущность которых оно раскрывает. «Мышление наше не
представляется безобразным, т. е. без всяких следов действительности».
Абстрактно-теоретическое
мышление, вскрывая закономерности, отличительные стороны, признаки предметов и
явлений, представляют собой высшую ступень мышления. Но это не значит, что вся
мыслительная деятельность целиком сводится к теоретическому мышлению, к
оперированию абстрактными понятиями. В решении тех или иных поставленных задач
человек нередко в основном опирается на наглядно-образные данные и в значительно
меньшей мере использует абстрактно-теоретические построения. Решение той или
иной задачи требует большего участия, или абстрактных положений, или наглядных
образных данных. Конечно, решение теоретических проблем больше основывается на
отвлеченных, абстрактных знаниях, чем решение практической задачи.
Следовательно, наглядно-образное и абстрактно-теоретическое мышление, являясь
двумя неразрывными сторонами единого процесса мышления, вместе с тем, в
зависимости от направленности процесса мышления, имеют разную характеристику.
Направленность же мышления каждого человека обусловлена практикой, условиями
жизни человека. Отсюда ясна обусловленность развития мышления каждого человека
индивидуальным опытом, жизненными условиями.
|
 |
 |