9.4 Представления
Примером рисования по представлению может служить следующее учебное задание на
уроке изобразительного искусства: учитель показал школьникам гипсовую вазу в
обычном (вертикальном) положении, затем убрал ее и сказал учащимся, чтобы они
выполнили четыре наброска с этой вазы по представлению, т. е. изобразили данную
вазу лежащей на боку, повернутой к ним горловиной, фронтально или под
каким-либо другим углом, а также изобразили эту вазу расположенной ниже или
выше уровня горизонта и т. д. Таким образом, учащийся сам выбирает любое
положение вазы, рисует ее «от себя». Но в любом случае в процессе рисования по
представлению воспроизводимый объект обязательно когда-либо зрительно
воспринимался. Необходимо отметить, что в практике преподавания
изобразительного искусства иногда противопоставляется рисование по памяти и по
представлению рисованию с натуры. Отдельные художники, преподаватели рисования
считают, что рисование по памяти и по представлению не имеет точек соприкосновения
с рисованием с натуры, и успеха в изобразительном творчестве можно добиться
только в том случае, если рисовальщик будет все время рисовать по представлению
и как можно меньше — с натуры. При этом утверждают, что натура часто сковывает
оперирование образами представлений. Однако, как свидетельствуют практика и
исследования советских ученых в области психологии изобразительной
деятельности, подобная точка зрения на взаимоотношение рисования с натуры и
рисования по памяти и по представлению совершенно не обоснована. Рисование по
памяти и по представлению в изобразительной деятельности занимает, как мы уже
указывали, важное место. Но представления, которые необходимы в художественном
творчестве, — представления, постоянно опирающиеся на восприятие натуры. Если
представления не получили подкрепления в специальном восприятии натуры в
процессе изображения или в специальном восприятии ее с целью последующего
изображения, они носят, как правило, очень общий и расплывчатый характер.
Различия между
рисованием по памяти, представлению и рисованием с натуры и сложность их
взаимоотношений в процессе изобразительной деятельности раскрыты И. М.
Сеченовым в работе «Элементы мысли»: «Между реальным чувствованием и
последующим воспоминанием почти никогда не бывает фотографического сходства, и
тем менее чем новее для воспоминающего те звенья, из которых выстроено
впечатление, или способ сочетания их в группу или ряд. То, что в данном
впечатлении действительно ново (например, какая-нибудь отвлеченная мысль... или
образ сложной невиданной машины перед глазами человека-неспециалиста),
воспроизводимо быть вообще не может: мало знакомое воспроизводится неясно,
отрывочно; фотографически же верно только то, что часто повторялось и не
зависит от изменчивости условий восприятия».
Для успеха
процесса рисования по представлению, т. е. для большего «фотографического»
сходства между рисованием по памяти и рисованием с натуры, необходимо, чтобы
изображаемый предмет или объект как можно чаще рисовался с натуры. Становится
понятным, почему К. П. Брюллов по совету своего учителя А. И. Иванова рисовал
сорок раз в разных положениях скульптурную группу «Лаокоон с детьми». А. В.
Дружинин, близко знавший П. А. Федотова, вспоминает, как известный художник по
несколько раз перерисовывал в различных пространственных положениях своих
знакомых и «набил» свою руку до того, что мог шутя, одной линией, изображать
того или другого из своих приятелей, товарищей и начальников.
Для рисования
мало представить только внешность предмета, необходимо, чтобы была возможность
представить этот предмет так, как он воспринимается рисовальщиком в процессе
его детального анализа при рисовании с натуры, с точки зрения различных задач,
которые возникают в этом процессе. При рисовании по памяти и по представлению
важнейшим моментом является ясное представление не только предмета, подлежащего
изображению, но и самого процесса изображения.
Итак,
представление может давать полноценный материал для изображения в рисунке
только в том случае, когда процесс представления есть результат анализа предметов внешнего
мира при рисовании с натуры. Ярким примером зависимости успешного процесса
рисования по памяти и представлению от рисования с натуры служат рисунки
учащихся педагогического отделения художественного училища (рис. 70, а, б, в).
|
 |
 |