9.4 Представления
Образы памяти в
отличие от образов восприятия называют представлениями.
Физиологически
возникновение представлений объясняется тем, что после действия определенного
раздражителя, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга
остались нервные следы (нервные связи), которые в последующем актуализируются
(оживляются, восстанавливаются). В результате у человека возникает образ ранее
воспринятого объекта — представление.
Представления нельзя
рассматривать как нечто раз навсегда данное. Представление — это процесс.
Всякое новое восприятие предмета ведет к изменению (дополнению или уяснению)
представления этого предмета. Чем большее число различных связей изучаемого
предмета будет отражено в нашем мозгу в процессе восприятия, чем больше сторон
этого предмета будет выяснено, тем полнее, ярче, содержательнее, богаче и
правильнее будут представления человека о данном предмете. Образ представления
этого предмета не возникает обычно сразу в окончательной форме, а постепенно,
по мере включения все новых и новых следов, временных связей растет,
дополняется, изменяется и постепенно «проясняется».
Раз
установившиеся связи, при условии дальнейшей все более и более углубленной
познавательной деятельности человека, меняются, совершенствуются и «обрастают»
все новыми и новыми элементами. Представление всегда включает в себя элемент
обобщения. В представлении материал отдельного восприятия обязательно
связывается с материалом предыдущего опыта, с материалом предшествующих
восприятий. Новое обязательно связывается со старым. Представления есть
результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Образ
березы — это итог всех прошлых восприятий березы как в натуре, так и на
изображениях. Представление, являясь обобщением конкретного предмета, может
быть обобщением и целого класса, вида аналогичных предметов.
Следовательно,
представление — не простое, элементарное явление, а явление, характеризующее
высокий уровень работы мозга человека.
Представления
разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые,
осязательные. Часто различные представления соединяются, образуя синтетический
образ.
9.5 Особенности зрительной
памяти и представлений у художника
Психологический
анализ творческого процесса в изобразительном искусстве свидетельствует, что
восприятие натуры само по себе никогда не исчерпывает ее познания, а значит, и
не дает всего необходимого материала для изображения. Среди выдающихся
художников нет ни одного, кто бы создавал свои произведения исключительно с
натуры, не используя образов памяти, имеющихся представлений. Конечно, почти у
каждого из художников, особенно у пейзажистов, есть работы, выполненные целиком
с натуры, но это лишь отдельные работы, по которым нельзя судить об
особенностях творческого процесса того или иного художника. Изобразительное
творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений
художника, которые в совокупности со зрительными образами, полученными
непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ,
необходимый художнику для реализации этого образа в художественное
произведение. Каждый художник должен в совершенстве владеть полноценным
динамичным (подвижным) образом, с помощью которого можно было бы изображать в
эскизах предмет в любом заданном положении или повороте. Художник должен уметь
не только изобразить предмет по представлению в эскизе, в каком-то одном виде,
но и в случае необходимости переменить его положение, повернуть в нужную
сторону, по-разному осветить, поднять или опустить и т. д. Конечной целью для
художника является такое знание предмета, которое давало бы возможность
изображать его по представлению. Н. П. Крымов говорил, что надо писать с
натуры, но возможно так изучить какой-либо предмет, настолько хорошо его
понять, чтобы писать от себя, как с натуры.
О том, как важно
для художника иметь развитую память, уметь рисовать предметы по памяти и по
представлению, часто говорят сами художники. Многочисленны примеры очень
развитой (иногда доходящей до феноменальной) памяти у целого ряда мастеров
изобразительного искусства. Творческие успехи художников, как правило,
обусловлены в большей или меньшей степени хорошей зрительной памятью
художников, их умением изображать по представлению. П. А.
|
 |
 |