Учебник Психологии

9.4 Представления

Образы памяти в отличие от образов восприятия называют представлениями.

Физиологически возникновение представлений объясняется тем, что после действия определенного раздражителя, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остались нервные следы (нервные связи), которые в последующем актуализируются (оживляются, восстанавливаются). В результате у человека возникает образ ранее воспринятого объекта — представление.

Представления нельзя рассматривать как нечто раз навсегда данное. Представление — это процесс. Всякое новое восприятие предмета ведет к изменению (дополнению или уяснению) представления этого предмета. Чем большее число различных связей изучаемого предмета будет отражено в нашем мозгу в процессе восприятия, чем больше сторон этого предмета будет выяснено, тем полнее, ярче, содержательнее, богаче и правильнее будут представления человека о данном предмете. Образ представления этого предмета не возникает обычно сразу в окончательной форме, а постепенно, по мере включения все новых и новых следов, временных связей растет, дополняется, изменяется и постепенно «проясняется».

Раз установившиеся связи, при условии дальнейшей все более и более углубленной познавательной деятельности человека, меняются, совершенствуются и «обрастают» все новыми и новыми элементами. Представление всегда включает в себя элемент обобщения. В представлении материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта, с материалом предшествующих восприятий. Новое обязательно связывается со старым. Представления есть результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Образ березы — это итог всех прошлых восприятий березы как в натуре, так и на изображениях. Представление, являясь обобщением конкретного предмета, может быть обобщением и целого класса, вида аналогичных предметов.

Следовательно, представление — не простое, элементарное явление, а явление, характеризующее высокий уровень работы мозга человека.

Представления разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, осязательные. Часто различные представления соединяются, образуя синтетический образ.

9.5 Особенности зрительной памяти и представлений у художника

Психологический анализ творческого процесса в изобразительном искусстве свидетельствует, что восприятие натуры само по себе никогда не исчерпывает ее познания, а значит, и не дает всего необходимого материала для изображения. Среди выдающихся художников нет ни одного, кто бы создавал свои произведения исключительно с натуры, не используя образов памяти, имеющихся представлений. Конечно, почти у каждого из художников, особенно у пейзажистов, есть работы, выполненные целиком с натуры, но это лишь отдельные работы, по которым нельзя судить об особенностях творческого процесса того или иного художника. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений художника, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ, необходимый художнику для реализации этого образа в художественное произведение. Каждый художник должен в совершенстве владеть полноценным динамичным (подвижным) образом, с помощью которого можно было бы изображать в эскизах предмет в любом заданном положении или повороте. Художник должен уметь не только изобразить предмет по представлению в эскизе, в каком-то одном виде, но и в случае необходимости переменить его положение, повернуть в нужную сторону, по-разному осветить, поднять или опустить и т. д. Конечной целью для художника является такое знание предмета, которое давало бы возможность изображать его по представлению. Н. П. Крымов говорил, что надо писать с натуры, но возможно так изучить какой-либо предмет, настолько хорошо его понять, чтобы писать от себя, как с натуры.

О том, как важно для художника иметь развитую память, уметь рисовать предметы по памяти и по представлению, часто говорят сами художники. Многочисленны примеры очень развитой (иногда доходящей до феноменальной) памяти у целого ряда мастеров изобразительного искусства. Творческие успехи художников, как правило, обусловлены в большей или меньшей степени хорошей зрительной памятью художников, их умением изображать по представлению. П. А.

[1]2345
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.