9.4 Представления
О пользе развития таким образом зрительной памяти писал
еще Леонардо да Винчи: «Я испытал на себе, что получается немалая польза от
того, чтобы, лежа в постели и в темноте, повторять в воображении поверхностные
очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы,
захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно
для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти».
Важным средством
развития зрительной памяти является специальное рисование по памяти и по
представлению. Причем методика проведения таких занятий может быть самой
разнообразной. И. И. Бродский, например, призывал художников постоянно рисовать
по памяти в виде быстрых набросков и зарисовок. Большую пользу приносит рисование
по памяти и по представлению, когда предварительно проводится специальное
наблюдение изображаемого объекта в течение какого-либо времени (1—5 минут). В
частности, такой метод развития зрительной памяти применял в своей
педагогической деятельности В. А. Серов. Полезно также рисунок по памяти или по
представлению сравнивать с натурой, и после сравнения и удаления натуры
продолжать работу. Таким методом развивал зрительную память у своих учеников И.
Е. Репин.
Для развития
памяти художники стараются как можно чаще рисовать по представлению. Обычно
такие работы проводятся в виде быстрых зарисовок, набросков, этюдов. С этой же
целью рисующий при изображении с натуры отдельных объектов по представлению
удаляет какую-либо часть (например, одну третью или одну четвертую часть) этого
объекта. В любом случае следует наряду с рисованием с натуры как можно чаще
рисовать по памяти, представлению: только на основе развитой зрительной памяти
художник может свободно оперировать художественными образами.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |