Учебник Психологии

9.4 Представления

О пользе развития таким образом зрительной памяти писал еще Леонардо да Винчи: «Я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели и в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти».

Важным средством развития зрительной памяти является специальное рисование по памяти и по представлению. Причем методика проведения таких занятий может быть самой разнообразной. И. И. Бродский, например, призывал художников постоянно рисовать по памяти в виде быстрых набросков и зарисовок. Большую пользу приносит рисование по памяти и по представлению, когда предварительно проводится специальное наблюдение изображаемого объекта в течение какого-либо времени (1—5 минут). В частности, такой метод развития зрительной памяти применял в своей педагогической деятельности В. А. Серов. Полезно также рисунок по памяти или по представлению сравнивать с натурой, и после сравнения и удаления натуры продолжать работу. Таким методом развивал зрительную память у своих учеников И. Е. Репин.

Для развития памяти художники стараются как можно чаще рисовать по представлению. Обычно такие работы проводятся в виде быстрых зарисовок, набросков, этюдов. С этой же целью рисующий при изображении с натуры отдельных объектов по представлению удаляет какую-либо часть (например, одну третью или одну четвертую часть) этого объекта. В любом случае следует наряду с рисованием с натуры как можно чаще рисовать по памяти, представлению: только на основе развитой зрительной памяти художник может свободно оперировать художественными образами.

 

1234[5]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.