Учебник Психологии

8.4 Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность

Все выдающиеся произведения мирового изобразительного искусства созданы на основе глубокого и всестороннего изучения натуры в рисунках и этюдах. Например, А. А. Иванов сделал с натуры для своей картины «Явление Христа народу» двести рисунков и около четырехсот этюдов масляными красками.

В картинах В. И. Сурикова каждая мельчайшая деталь имеет документальное подтверждение в этюдах и рисунках. Даже посох в руках странника в картине «Боярыня Морозова» был исполнен в картине после предварительной проработки его на отдельном этюде. Огромное количество этюдов и рисунков сделал Суриков для «Боярыни Морозовой» (рис. 66). Для фигуры юродивого он писал натурщика, позирующего на снегу с голыми, посиневшими от холода ногами. Суриков говорил: «Если бы я ад писал, то сам бы в огне сидел, и в огне позировать заставлял». В. И. Суриков всегда придавал первостепенное значение конкретным жизненным наблюдениям, даже таким, на первый взгляд, незначительным, как ворона на снегу или рефлекс от зажженной свечи на фоне белой рубахи.

Следует особо отметить, что познание эстетического в изображаемых предметах и явлениях определяется особенностями самого процесса восприятия, который, являясь отражательным процессом, выявляет такие свойства и качества, как конструктивное строение объемной формы, выражающейся в определенном соотношении, соразмерности пропорций, поверхностей, линий пересечений поверхностей, как соотношение градаций, нюансов светотени, цвета и т. п., которые несут в себе эстетическое содержание.

 

Явление апперцепции проявляется и в изобразительности восприятия, т. е. в предпочтении выбора одних объектов или их отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами.

 

Началом осмысливания предметов и явлений служит узнавание их.

 

Постоянная (устойчивая) апперцепция обычно образуется в ходе продолжительной практики человека.

 

1234[5]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.