8.4 Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная
деятельность
законами распределения
светотени на поверхностях объектов и целым рядом закономерностей композиции,
обязательно будет изображать предметы, расположенные дальше, менее четко и
определенно. А предметы, расположенные совсем далеко, например, на линии
горизонта, обычно изображаются еле различимыми пятнами, фигурами, силуэтами.
Вместе с тем, несмотря на эту трудность различения дальних объектов при
восприятии картины, задача зрительного восприятия в каждом конкретном случае
требует одновременного осмысливания, и, прежде всего узнавания всех компонентов
картины, где бы они ни находились — близко или далеко. Если только какой-либо
элемент композиции будет не узнан, т. е. не понят, значит не будет и полного,
глубокого усвоения содержания данной композиции. Причём необходимо, чтобы все
элементы композиции «читались» последовательно, но без излишней затраты времени
на осмысливание отдельных элементов, какими могут служить объекты,
расположенные вдали, или другие второстепенные детали картины.
Само по себе
явление апперцепции в восприятии обусловливается различным жизненным опытом у
каждого конкретного человека, а значит, разными условиями жизни, воспитания,
обучения. Различают апперцепцию постоянную и непостоянную (такое деление,
конечно, относительное).
Такими условиями
являются, в частности, эмоциональное состояние человека в данный момент,
действие предшествующих восприятий, возникший по ходу деятельности тот или иной
конкретный вопрос. Так образуется профессиональная апперцепция, когда человек
много лет занимается той или иной деятельностью.
Влияние знаний на
содержание и характер восприятий, т. е. явление апперцепции восприятия, в
процессе изобразительной деятельности проявляется прежде всего в зависимости
полноты, точности, быстроты и осмысленности восприятия пространственного
положения изображаемых объектов, их формы, пропорций от знания конструктивных
закономерностей построения предметов.
Каждый
изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию. Отдельные
части, детали предмета находятся в определенных соотношениях между собой, или,
как еще говорят, пропорциях.
Все окружающие
нас предметы имеют в своей основе строение геометрических тел. И не случайно
художники так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот —
призматическую, а этот — цилиндрическую, шарообразную и т. д.». Более сложные
объекты обычно называют «комбинированными», имея в виду, что данный объект в
своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно
отнести чайник, бидон, машину любого вида, животных и множество других объектов
действительности. «Сложным» объектом изображения является и человек (рис. 65 а,
б). Геометрическая основа строения предметов окружающего мира не значит
конечно, что в изобразительной деятельности надо конкретные предметы заменять
абстрактными геометрическими телами. Вся сложность заключается в том, чтобы
увидеть за внешними очертаниями ее конструкцию, а потом построить форму
предмета в рисунке в виде упрощенных геометрических тел, постоянно усложняя ее
до полного реалистического изображения.
В процессе
изобразительной деятельности большое значение имеет апперцепция восприятия,
которая проявляется в выбирании главного в объекте восприятия. В данном случае
апперцепция обусловливается влиянием прошлого опыта, целей и интересов
художника на процесс восприятия. Эта апперцепция является профессиональной у
художника и имеет устойчивый характер. Сами художники обычно это явление
называют умением «видеть» натуру. Иногда это называется также «постановкой
зрения».
Передача всего
этого на бумаге, холсте или в скульптуре и является основной задачей
реалистического искусства. Недаром многие выдающиеся художники обращали особое
внимание на успешное развитие умения «видеть». П. П. Чистяков, заботясь о
развитии и воспитании молодых художников, призывал: «По-настоящему, прежде
всего надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и довольно
трудное». На это указывают и многие психологи, исследующие особенности
зрительного восприятия в процессе изобразительной деятельности. «В
изобразительных искусствах, — говорит Б. М. Теплов, — задача изображения
необходимо требует острого восприятия подлинного «вида» вещей, снятия той
завесы с привычно-схематических представлений, которая заслоняет его от
обычного житейского взора».
|
 |
 |