8.4 Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная
деятельность
То есть, нередко художник
должен за очень короткое время, буквально за 2—10 минут, изобразить главное в
натуре — конструктивное построение, перспективное сокращение форм, передать
движение, цвет и т. п. В этом случае передача указанных свойств натуры, и на
этой основе изучения натуры, познание ее особенностей и закономерностей
возможно лишь при помощи кратковременного, очень быстрого рисунка с натуры —
наброска. Как правило, процесс восприятия при быстром выполнении наброска
характеризуется ярко выраженными чертами реакции быстрого, моментального
восприятия.
Очень часто
восприятие характеризуется как самостоятельная деятельность. В изобразительном
процессе восприятие почти всегда отличается как самостоятельная деятельность.
Особенно ясно эта самостоятельность восприятия выступает в наблюдении. Процесс
изображения немыслим без конкретности и определенности цели восприятия, поэтому
успех изображения неразрывно связан с тем, как организовано наблюдение.
Физиологической
основой наблюдения служат разнообразные, отличающиеся сложностью, взаимоотношения
первой и второй сигнальных систем. С самого начала наблюдения происходит
словесная формулировка целей и задач, которые и направляют процесс восприятия
на определенные стороны, качества предметов и явлений действительности. При
таких обстоятельствах временные связи второй сигнальной системы оказывают
регулирующее воздействие на первую сигнальную систему. Происходит и
противоположный процесс — все богатство результатов наблюдения, т. е. все
многообразие чувственной информации, полученной посредством восприятия,
отражается во второй сигнальной системе, обозначаясь тем или иным словом. Это,
в свою очередь, ведет к постановке новых вопросов, новых задач для последующего
наблюдения. Причем новые вопросы и задачи выражаются словесно и актуализируют
новые временные связи во второй сигнальной системе. Таким образом, в процессе
наблюдения первая и вторая сигнальные системы находятся в постоянном
взаимодействии.
Частые упражнения
в наблюдении обычно завершаются развитием наблюдательности, заключающейся в
выделении существенных, наиболее характерных, но малозаметных и кажущихся
несущественными, особенностей предметов и явлений.
Являясь
психическим свойством личности, наблюдательность не является врожденным,
передающимся по наследству свойством. Наблюдательность развивается в процессе
упражнений в наблюдении и определяется жизненным опытом, знаниями человека. В
процессе той или иной деятельности человек постоянно сравнивает, сопоставляет
самые различные предметы, их части, отдельные качества, замечает то общее, что
объединяет, связывает их, и то индивидуальное, присущее только данному объекту,
что служит отличительными признаками каждого наблюдаемого объекта, учится
выделять главное в воспринимаемом.
Для развития
наблюдательности необходимо высокое качество организации процесса восприятия и
необходимы, прежде всего, условия успешного проведения наблюдения, которыми
являются ясность и четкость задачи наблюдения, активность наблюдения,
систематичность его, планомерность.
Наблюдательность
художника обусловливает и активное участие мыслительных операций в процессе
изображения, и, прежде всего сравнения, обобщения, анализа и синтеза. И не
удивительно, что, как правило, художники отличаются развитой наблюдательностью.
Примечательно, что сами мастера изобразительного искусства, считая, что
художник без наблюдательности не может создать что-либо серьезное, придают
развитию у художника наблюдательности особое значение.
Специфика
изобразительного творчества требует от художника накопления богатства
впечатлений, многообразия наблюдения. Для накопления впечатлений художники, где
бы они ни находились, должны постоянно наблюдать, замечать многие, не
приметные, на первый взгляд, вещи, явления. Так, постепенно наблюдательность
становится неотъемлемой чертой личности художника. Об этом ярко высказался
советский живописец Б. В. Иогансон. «Каждый из нас, начиная с детства и до
зрелого возраста, накапливает драгоценные впечатления, богатейшие жизненные
наблюдения. Мы, художники, профессионально являемся непрерывными наблюдателями.
Например, даже сидя за столом президиума какого-либо собрания (что бывает со
мной очень часто), я невольно ловлю себя на том, что все время наблюдаю, как
сидит тот или иной человек, замечаю, что позы почти не повторяются: у одного
наклон головы такой, а у соседа — другой и т. д. Эти жизненные впечатления и
наблюдения остаются на «полочках» нашей памяти».
|
 |
 |