Учебник Психологии

13.5 Чувства и изобразительная деятельность

Исключительно большое значение придавали «прочувствованию» природы такие известные русские пейзажисты, как А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов и др. Они справедливо считали, что эмоциональное переживание художника, вызываемое родной природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым условием успеха в изобразительной деятельности живописца. Этим объясняется особая роль пленэра в педагогической практике А. К. Саврасова, И. И. Левитана и других известных пейзажистов-педагогов. Так, К. А. Коровин вспоминает о годах обучения у А. К. Саврасова: «Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды и говорили друг другу, указывая, — «это не прочувствовано» и «мало чувства», «надо чувствовать», — все говорили про чувства» (24, 147). И. И. Левитан, как вспоминают его многочисленные ученики, постоянно твердил о необходимости передавать природу «как видишь», передавать то, что «чувствуешь», «то настроение», которое создается у художника при виде той или другой картины природы. Часто он говорил, что картина — это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника.

Таким образом, натура, действительность является неиссякаемым источником творческого вдохновения, эмоционального переживания художника, о чем говорят приведенные высказывания самих мастеров кисти.

Говоря о важности впечатления, которое получает художник от натуры, об эмоциональном переживании, испытываемом им при восприятии объектов и явлений действительности, следует напомнить о необходимости внимательного изучения действительности и по возможности точной ее передачи. Более или менее яркое переживание художника, вызванное объектом изображения, не исключает необходимых элементов рационального в изобразительном процессе, а, наоборот, должно способствовать более глубокому логическому познанию натуры и раскрытию ее через художественный образ. Очень убедительно об этом сказал О. Роден: «Не думайте, что мы можем исправлять природу; не будем бояться быть копиистами, будем делать лишь то, что видим, но пусть эта копия пройдет, прежде чем через нашу руку, через наше сердце...».

Следующим важным компонентом, определяющим в значительной степени успех изобразительного процесса, является, как отмечалось выше, эмоциональное переживание от самого процесса изображения. Художник в течение всей работы должен находиться в состоянии эмоционального возбуждения, испытывая приподнятое настроение, наслаждаться процессом изображения. Вялость в работе, отсутствие эмоций, творческого подъема обязательно дадут мертвую, безжизненную копию действительности, схематичное изображение сложных явлений жизни.

Глубокого эмоционального переживания художника требует работа над композицией, раскрывающей драматические ситуации, конфликты, «острые» сцены и т. п. В этом случае психологическая глубина раскрытия художественных образов, чувств, настроений героев произведения во многом зависит от силы и глубины чувств художника, испытываемых им от изображаемого, от того, насколько глубоко сам художник прочувствовал поступки, мысли своих героев. Часто художник настолько вживается в художественный образ, что представляет себе его как реальный. Не удивительно поэтому восклицание В. В. Верещагина: «...Больше батальных картин писать не буду—баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого» (37, 4, 301). Эмоциональное возбуждение художника в процессе изобразительного акта в значительной степени определяется общим эмоциональным состоянием художника, выражающимся в легкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального переживания. В самом деле, изучая биографии известных художников, замечаем закономерность — ярко выраженную эмоциональную реакцию на объекты и явления действительности, подчас даже незначительные. Художники всегда принимают «близко к сердцу» события, явления окружающего мира, легко «загораются» при виде поразившего их предмета, явления. Широко известна, например, впечатлительность И. И. Левитана. К. А. Коровин, живя одно время вместе с И. И. Левитаном, не раз был свидетелем этого. Так, однажды утром он увидел, что у его друга все лицо залито слезами. «В чем дело?» — спросил Коровин. Левитан объяснил, что солнце осветило замерзшее окно и краски были такие красивые! И Левитан плакал слезами радости».

Не удивительно, что И. И. Левитан, тонко чувствуя все мельчайшие изменения в природе, трепет жизни первой весенней зелени, задумчивую тишину осени, беспредельно любил родную природу и эту любовь старался донести до зрителей посредством своих картин. Современник И. И.

1[2]34
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.