13.5 Чувства и изобразительная деятельность
Исключительно
большое значение придавали «прочувствованию» природы такие известные русские
пейзажисты, как А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов и др. Они
справедливо считали, что эмоциональное переживание художника, вызываемое родной
природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым
условием успеха в изобразительной деятельности живописца. Этим объясняется
особая роль пленэра в педагогической практике А. К. Саврасова, И. И. Левитана и
других известных пейзажистов-педагогов. Так, К. А. Коровин вспоминает о годах
обучения у А. К. Саврасова: «Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в
восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды и говорили друг другу,
указывая, — «это не прочувствовано» и «мало чувства», «надо чувствовать», — все
говорили про чувства» (24, 147). И. И. Левитан, как вспоминают его
многочисленные ученики, постоянно твердил о необходимости передавать природу
«как видишь», передавать то, что «чувствуешь», «то настроение», которое
создается у художника при виде той или другой картины природы. Часто он
говорил, что картина — это кусок природы, профильтрованный через темперамент
художника.
Таким образом,
натура, действительность является неиссякаемым источником творческого
вдохновения, эмоционального переживания художника, о чем говорят приведенные
высказывания самих мастеров кисти.
Говоря о важности
впечатления, которое получает художник от натуры, об эмоциональном переживании,
испытываемом им при восприятии объектов и явлений действительности, следует
напомнить о необходимости внимательного изучения действительности и по
возможности точной ее передачи. Более или менее яркое переживание художника,
вызванное объектом изображения, не исключает необходимых элементов
рационального в изобразительном процессе, а, наоборот, должно способствовать
более глубокому логическому познанию натуры и раскрытию ее через художественный
образ. Очень убедительно об этом сказал О. Роден: «Не думайте, что мы можем
исправлять природу; не будем бояться быть копиистами, будем делать лишь то, что
видим, но пусть эта копия пройдет, прежде чем через нашу руку, через наше
сердце...».
Следующим важным
компонентом, определяющим в значительной степени успех изобразительного
процесса, является, как отмечалось выше, эмоциональное переживание от самого
процесса изображения. Художник в течение всей работы должен находиться в
состоянии эмоционального возбуждения, испытывая приподнятое настроение,
наслаждаться процессом изображения. Вялость в работе, отсутствие эмоций,
творческого подъема обязательно дадут мертвую, безжизненную копию
действительности, схематичное изображение сложных явлений жизни.
Глубокого эмоционального
переживания художника требует работа над композицией, раскрывающей
драматические ситуации, конфликты, «острые» сцены и т. п. В этом случае
психологическая глубина раскрытия художественных образов, чувств, настроений
героев произведения во многом зависит от силы и глубины чувств художника,
испытываемых им от изображаемого, от того, насколько глубоко сам художник
прочувствовал поступки, мысли своих героев. Часто художник настолько вживается
в художественный образ, что представляет себе его как реальный. Не удивительно
поэтому восклицание В. В. Верещагина: «...Больше батальных картин писать не
буду—баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю
(буквально) горе каждого раненого и убитого» (37, 4, 301). Эмоциональное
возбуждение художника в процессе изобразительного акта в значительной степени
определяется общим эмоциональным состоянием художника, выражающимся в легкости
эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального
переживания. В самом деле, изучая биографии известных художников, замечаем
закономерность — ярко выраженную эмоциональную реакцию на объекты и явления
действительности, подчас даже незначительные. Художники всегда принимают
«близко к сердцу» события, явления окружающего мира, легко «загораются» при виде
поразившего их предмета, явления. Широко известна, например, впечатлительность
И. И. Левитана. К. А. Коровин, живя одно время вместе с И. И. Левитаном, не раз
был свидетелем этого. Так, однажды утром он увидел, что у его друга все лицо
залито слезами. «В чем дело?» — спросил Коровин. Левитан объяснил, что солнце
осветило замерзшее окно и краски были такие красивые! И Левитан плакал слезами
радости».
Не удивительно,
что И. И. Левитан, тонко чувствуя все мельчайшие изменения в природе, трепет
жизни первой весенней зелени, задумчивую тишину осени, беспредельно любил
родную природу и эту любовь старался донести до зрителей посредством своих
картин. Современник И. И.
|
 |
 |