13.5 Чувства и изобразительная деятельность
Левитана С. Шпицер, вспоминая о художнике, отмечает,
что он работал неутомимо и вместе с тем до самозабвения упивался природой. Чуть
только наступал день, он бросал свою квартиру, тихо пробирался в глушь и в
единении с природой изучал все ее мельчайшие детали и писал свои замечательные
этюды. Левитан до того любил природу, что даже и не работая, с куском черного
хлеба в руках, он подолгу лежал на спине где-нибудь в роще, насвистывал песенку
и, упиваясь красотами ландшафта, своим тонким художественным чутьем понимал,
что единственной учительницей художника должна быть сама природа, которую нужно
любить, познать и изучать.
Легкость
эмоционального возбуждения художников проявляется очень часто в их
привязанности к другим видам искусства. Все знают, как сильно и глубоко любили
и понимали музыку, литературу такие корифеи изобразительного искусства, как Леонардо
да Винчи, Микеланджело, Рубенс, Энгр, Репин, Суриков, Левитан. Глубокие
переживания вызывает у художников и восприятие произведений других мастеров
изобразительного искусства. Это объясняется, во-первых, пониманием всех
тонкостей изобразительного искусства до них быстрее доходит то, что выражает в
своем произведении другой художник. Причем художников часто приводит в восторг
не только содержание, но и исполнение — отдельные мазки, фрагменты картин
особенно удачное изображение какого-либо объекта, оригинальная передача света,
особенности техники живописи и т. п. С другой стороны, восприятие произведений
прославленных мастеров изобразительного искусства дает возможность художнику
(особенно молодому) видеть высокое, часто непревзойденное мастерство, глубину
психологической характеристики художественных образов в этих произведениях, что
вызывает у него восторг, восхищение, радость, гордость возможностями любимого
ими искусства, вызывает творческий подъем сил и желание еще упорнее трудиться.
Богатство глубина и сила эмоциональных переживании художников растут в процессе
изобразительной деятельности. Специфические особенности изобразительного
искусства таковы, что художник должен четко и определенно выражать свое
отношение к изображаемому.
Поэтому развитие чувств
и эмоций у молодых художников с самого начала их обучения является важнейшей
задачей педагога. Для успешного развития чувств могут применяться самые
различные способы и приемы. Основным является непосредственный процесс
изображения. Эффективное средство — эмоциональный рассказ преподавателя,
глубокий анализ произведений мастеров. Большое воздействие на формирование
чувств будущих художников оказывают похвала или порицание учителя. Вот почему
следует всегда с большим тактом относиться к результатам юного рисовальщика,
живописца, скульптора, учитывая их старание, любовь к искусству или объективные
причины неудач.
Особое значение
эстетических чувств в изобразительной деятельности объясняется тем, что
настоящее произведение изобразительного искусства является объектом, в котором
должно наиболее ярко, как бы в концентрированном виде заключаться эстетическое.
Любое произведение искусства призвано раскрывать людям прекрасное, комическое,
трагическое, содержащееся в объектах окружающего мира. Высказывания известных
художников свидетельствуют о том, что только такие художественные произведения
могут по-настоящему вызвать эстетические переживания зрителя и через них
действовать на его ум, сознание. Эстетическое же содержание художественного
произведения зависит от степени точности передачи в нем той красоты, которая
имеется в изображаемом объекте, явлении, а также от тех элементов
эстетического, которые заключены в технике, манере художника, т. е. изящности,
плавности линий, четкости, цветовых сочетаниях и т. п. Следовательно, чем
точнее, правдивее передает художник особенности изображаемого объекта, явления,
тем полнее раскрывает он их эстетическую сущность, а это значит, что такое
произведение способно вызвать эстетические переживания зрителей. Но точная
передача натуры не означает скрупулезную передачу всех деталей и мелочей. Если
глаз художника уподобится фотографическому аппарату, то вместо живого,
эмоционального отражения действительности получится мертвый снимок природы.
Красота в искусстве достигается не механическим копированием реальности, а
творческим ее отражением. Необходимо, чтобы воспроизводимое в искусстве прошло
через «сердце художника».
Важно, чтобы
художник, сам испытав волнующее переживание эстетического, донес это чувство и
до зрителя. Только в этом случае возможно «действие» художественного
произведения на «душу и мысли» зрителей.
|
 |
 |