Учебник Психологии

13.5 Чувства и изобразительная деятельность

Левитана С. Шпицер, вспоминая о художнике, отмечает, что он работал неутомимо и вместе с тем до самозабвения упивался природой. Чуть только наступал день, он бросал свою квартиру, тихо пробирался в глушь и в единении с природой изучал все ее мельчайшие детали и писал свои замечательные этюды. Левитан до того любил природу, что даже и не работая, с куском черного хлеба в руках, он подолгу лежал на спине где-нибудь в роще, насвистывал песенку и, упиваясь красотами ландшафта, своим тонким художественным чутьем понимал, что единственной учительницей художника должна быть сама природа, которую нужно любить, познать и изучать.

Легкость эмоционального возбуждения художников проявляется очень часто в их привязанности к другим видам искусства. Все знают, как сильно и глубоко любили и понимали музыку, литературу такие корифеи изобразительного искусства, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенс, Энгр, Репин, Суриков, Левитан. Глубокие переживания вызывает у художников и восприятие произведений других мастеров изобразительного искусства. Это объясняется, во-первых, пониманием всех тонкостей изобразительного искусства до них быстрее доходит то, что выражает в своем произведении другой художник. Причем художников часто приводит в восторг не только содержание, но и исполнение — отдельные мазки, фрагменты картин особенно удачное изображение какого-либо объекта, оригинальная передача света, особенности техники живописи и т. п. С другой стороны, восприятие произведений прославленных мастеров изобразительного искусства дает возможность художнику (особенно молодому) видеть высокое, часто непревзойденное мастерство, глубину психологической характеристики художественных образов в этих произведениях, что вызывает у него восторг, восхищение, радость, гордость возможностями любимого ими искусства, вызывает творческий подъем сил и желание еще упорнее трудиться. Богатство глубина и сила эмоциональных переживании художников растут в процессе изобразительной деятельности. Специфические особенности изобразительного искусства таковы, что художник должен четко и определенно выражать свое отношение к изображаемому.

Поэтому развитие чувств и эмоций у молодых художников с самого начала их обучения является важнейшей задачей педагога. Для успешного развития чувств могут применяться самые различные способы и приемы. Основным является непосредственный процесс изображения. Эффективное средство — эмоциональный рассказ преподавателя, глубокий анализ произведений мастеров. Большое воздействие на формирование чувств будущих художников оказывают похвала или порицание учителя. Вот почему следует всегда с большим тактом относиться к результатам юного рисовальщика, живописца, скульптора, учитывая их старание, любовь к искусству или объективные причины неудач.

Особое значение эстетических чувств в изобразительной деятельности объясняется тем, что настоящее произведение изобразительного искусства является объектом, в котором должно наиболее ярко, как бы в концентрированном виде заключаться эстетическое. Любое произведение искусства призвано раскрывать людям прекрасное, комическое, трагическое, содержащееся в объектах окружающего мира. Высказывания известных художников свидетельствуют о том, что только такие художественные произведения могут по-настоящему вызвать эстетические переживания зрителя и через них действовать на его ум, сознание. Эстетическое же содержание художественного произведения зависит от степени точности передачи в нем той красоты, которая имеется в изображаемом объекте, явлении, а также от тех элементов эстетического, которые заключены в технике, манере художника, т. е. изящности, плавности линий, четкости, цветовых сочетаниях и т. п. Следовательно, чем точнее, правдивее передает художник особенности изображаемого объекта, явления, тем полнее раскрывает он их эстетическую сущность, а это значит, что такое произведение способно вызвать эстетические переживания зрителей. Но точная передача натуры не означает скрупулезную передачу всех деталей и мелочей. Если глаз художника уподобится фотографическому аппарату, то вместо живого, эмоционального отражения действительности получится мертвый снимок природы. Красота в искусстве достигается не механическим копированием реальности, а творческим ее отражением. Необходимо, чтобы воспроизводимое в искусстве прошло через «сердце художника».

Важно, чтобы художник, сам испытав волнующее переживание эстетического, донес это чувство и до зрителя. Только в этом случае возможно «действие» художественного произведения на «душу и мысли» зрителей.

12[3]4
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.