Учебник Психологии

7.4 Закономерности ощущения цвета и изобразительная деятельность

 

Важное значение в изобразительной деятельности, в творчестве художника, который создает свои произведения с помощью линий, формы и цвета, имеют закономерности ощущения цвета. Обычно все зрительные ощущения разделяют на две группы. Причем к ахроматическим цветам относятся лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. А цвет, имеющий самый незначительный, с трудом улавливаемый красноватый, синеватый или какой-либо другой оттенок, уже будет являться хроматическим цветом. Свет, излучаемый солнцем и воспринимаемый нами как белый, со­стоит из ряда хроматических лучей. Чтобы убедиться в этом, доста­точно пропустить солнечный луч через призму, разлагающую белый свет в цветовой спектр. Лучи света, имеющие разную длину волны, вызывают и разные цветовые ощущения.

В характеристике цвета важное значение имеют три основных свой­ства — светлота, цветовой тон и насыщенность. Сказанное относится только к хроматическим цветам. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте.

Например, ультрамарин синий темнее кадмия красного, кадмий крас­ный светлее краплака красного, а краплак красный светлее краплака темного. Светлота цвета характеризует эффект действия раздра­жителя на зрительный анализатор по интенсивности. Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и обусловлен тем составом лучей, которые действуют на глаз, т. е. определяется той или иной длиной волн световых лучей. Если на

глаз действует цвет какой-нибудь поверхности, то в этом случае цве­товой тон определяется преобладающим отражением лучей опреде­ленной длины волны. Глаз человека способен по цветовому тону раз­личать 150 переходов. В условиях, позволяющих систематически тре­нировать глаз в различении цветов, чувствительность к различению цветовых оттенков значительно повышается. Например, красильщики могут различать до 360 тонов.

Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр (рис. 40). Цвето­вой спектр можно получить и больших и малых размеров в зависи­мости от оборудования. Однако независимо от размера спектральной полосы, которую можно получить на экране или наблюдать в спе­циальном приборе — спектроскопе, спектр постоянно характеризу­ется определенной последовательностью цветов и определенным со­отношением участков с различными цветами.

При расположении спектра по окружности и добавлении к ним пур­пуровых цветов можно получить цветовой круг. Цветовой круг обычно разделяют на две части — теплую и холодную. Теплые цвета составляют красные, желтые, желто-зеленые цвета. Эти цвета напоминают цвет огня, солнца, цвет раскаленных тел. Холодными цветами являются сине-зеленые, синие, голубые, сине-фиолетовые цвета. Холодные цвета ассоциируются в представлении человека с чем-то холодным — льдом, лунным све­том и т. п.

Другими словами, насыщенность — это показатель выраженности конкретного цветового тона. Насыщенность цвета находится в зави­симости от соотношения количества лучей, характеризующих цвет конкретной поверхности, со всем количеством световых лучей, отра­жаемых этой поверхностью.

Насыщенность цвета, являясь степенью выраженности цветового тона, степенью заметности тона в конкретном цвете, объясняет ска­занное нами выше. То есть в цвете стронциановой желтой цветность ощущается меньше, цветовой тон выражен слабее, чем в цвете кадмия красного. Красный тон кадмия выражается более определенно, чем желтый тон стронциановой. Цвет кадмия красного более насы­щен.

Говоря об ощущениях цвета, следует сказать, что в сумерках наблю­даются изменения чувствительности глаза к лучам разной длины. В сумерки наиболее ярким кажется зеленый цвет, имеющий длину волны 52*7 мм. То есть максимум чувствительности в условиях сумерок сдвигается в сторону сравнительно коротких волн. Вот почему с наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют.

[1]2345
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.