7.4 Закономерности ощущения цвета и изобразительная деятельность
Важное значение в изобразительной деятельности,
в творчестве художника, который создает свои произведения с помощью линий,
формы и цвета, имеют закономерности ощущения цвета. Обычно все зрительные
ощущения разделяют на две группы. Причем к ахроматическим цветам относятся лишь
чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. А цвет, имеющий самый
незначительный, с трудом улавливаемый красноватый, синеватый или какой-либо
другой оттенок, уже будет являться хроматическим цветом. Свет, излучаемый
солнцем и воспринимаемый нами как белый, состоит из ряда хроматических лучей.
Чтобы убедиться в этом, достаточно пропустить солнечный луч через призму,
разлагающую белый свет в цветовой спектр. Лучи света, имеющие разную длину
волны, вызывают и разные цветовые ощущения.
В характеристике цвета важное значение
имеют три основных свойства — светлота, цветовой тон и насыщенность. Сказанное
относится только к хроматическим цветам. Ахроматические цвета отличаются друг
от друга только по светлоте.
Например, ультрамарин синий темнее кадмия
красного, кадмий красный светлее краплака красного, а краплак красный светлее краплака
темного. Светлота цвета характеризует эффект действия раздражителя на
зрительный анализатор по интенсивности. Цветовой тон характеризует
специфические особенности конкретного цвета и обусловлен тем составом лучей,
которые действуют на глаз, т. е. определяется той или иной длиной волн световых
лучей. Если на
глаз действует цвет какой-нибудь
поверхности, то в этом случае цветовой тон определяется преобладающим
отражением лучей определенной длины волны. Глаз человека способен по цветовому
тону различать 150 переходов. В условиях, позволяющих систематически тренировать
глаз в различении цветов, чувствительность к различению цветовых оттенков
значительно повышается. Например, красильщики могут различать до 360 тонов.
Естественной шкалой цветовых тонов служит
спектр (рис. 40). Цветовой спектр можно получить и больших и малых размеров в
зависимости от оборудования. Однако независимо от размера спектральной полосы,
которую можно получить на экране или наблюдать в специальном приборе —
спектроскопе, спектр постоянно характеризуется определенной
последовательностью цветов и определенным соотношением участков с различными
цветами.
При расположении спектра по окружности и
добавлении к ним пурпуровых цветов можно получить цветовой круг. Цветовой круг
обычно разделяют на две части — теплую и холодную. Теплые цвета составляют
красные, желтые, желто-зеленые цвета. Эти цвета напоминают цвет огня, солнца,
цвет раскаленных тел. Холодными цветами являются сине-зеленые, синие, голубые,
сине-фиолетовые цвета. Холодные цвета ассоциируются в представлении человека с
чем-то холодным — льдом, лунным светом и т. п.
Другими словами, насыщенность — это
показатель выраженности конкретного цветового тона. Насыщенность цвета
находится в зависимости от соотношения количества лучей, характеризующих цвет
конкретной поверхности, со всем количеством световых лучей, отражаемых этой
поверхностью.
Насыщенность цвета, являясь степенью
выраженности цветового тона, степенью заметности тона в конкретном цвете,
объясняет сказанное нами выше. То есть в цвете стронциановой желтой цветность
ощущается меньше, цветовой тон выражен слабее, чем в цвете кадмия красного.
Красный тон кадмия выражается более определенно, чем желтый тон стронциановой.
Цвет кадмия красного более насыщен.
Говоря об ощущениях цвета, следует
сказать, что в сумерках наблюдаются изменения чувствительности глаза к лучам
разной длины. В сумерки наиболее ярким кажется зеленый цвет, имеющий длину
волны 52*7 мм. То есть максимум чувствительности в условиях сумерок
сдвигается в сторону сравнительно коротких волн. Вот почему с наступлением
темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют.
|
 |
 |