7.4 Закономерности ощущения цвета и изобразительная деятельность
Контраст цветов, наблюдаемый по краям соприкасающихся цветовых пятен, так и
называется краевым. Интерес при этом представляет то, что контрастное
окрашивание, получающееся в результате влияния со стороны соседнего цвета, заканчивается
в пределах ближайшего членения зрительного поля. Если на сером участке листа
бумаги, соприкасающемся с красным участком листа бумаги, мы проведем поблизости
от линии соприкосновения черту, то позеленение серого участка будет наблюдаться
только в пределах от границы до этой черты. Расплывчатость границ
контрастирующих цветов усиливает явление хроматического контраста, четкость же
границ снижает эффект контраста. При этом замечается, что чем больше периметр
цветового участка — протяженность его пограничной линии, контура, очерчивающего
этот участок, тем сильнее происходит изменение цвета участка в результате
воздействия окружающих участок цветов.
Как уже
указывалось выше, усвоение законов контраста помогает художнику ориентироваться
в тех изменениях цвета изображаемого им объекта, которые происходят очень часто
и обычно с трудом фиксируются глазом, а также, что не менее важно, обогащают
технические возможности художника, дают ему возможность, используя контраст,
повысить интенсивность цвета красок, понизить или повысить их светлоту,
цветовую насыщенность.
Если подойти
вплотную к картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» и посмотреть внимательно на
тень на снегу от саней, то можно увидеть откровенно синие, голубые, розовые,
красноватые краски сильной цветовой насыщенности, но достаточно отойти от
картины на 2— 3 метра, как вся эта радуга цветов пропадает и зритель видит
синевато-серую тень на ослепительно белом снегу. А если еще раз подойти и
посмотреть уже на этот ослепительный белый снег, то окажется, что и он написан
не чистыми белилами, а на одних участках картины он с оттенком розового, на
другом — с оттенком желтого, на третьем — с оттенком синего и т. д. Так же
написан снег и в картине И. Э. Грабаря «Мартовский снег».
Часто картины
пишутся «грязными» красками, но впечатления грязи от красок не бывает.
Например, рассматривая на очень близком расстоянии картину М. А. Врубеля
«Царевна-Лебедь» видишь серовато-грязные краски, но стоит удалиться на 1—2
метра и далее от кар тины, как замечаешь удивительно красочные
лилово-сиреневые, розовато-голубые тона картины, объединенные общим сиреневым
колоритом (рис. 44). Аналогичное мы видим и в картине О. Ренуара «Обнаженная».
В приведенных
примерах мы наблюдаем умелое использование художниками взаимодействия между цветами.
Можно привести
еще один пример. Рассмотрим внимательно картину В. А. Серова «Девушка,
освещенная солнцем». При близком рассматривании картины оказывается, что белый
цвет кофточки коричневый, местами зеленоватый, розоватый. А если поднести к
картине лист белой бумаги, то окажется, что цвет кофточки вообще намного
темнее, чем белый цвет. При обычном же наблюдении цвет кофточки воспринимается
белым цветом.
Находясь в
окружении более темных цветов картины, особенно около темного ствола дерева,
цвет кофточки кажется более светлым. При близком рассмотрении лица девушки цвет
лица кажется более тусклым и менее розовым, а удаляясь от картины, видишь, как
под влиянием соседнего зеленого цвета изображаемых на картине деревьев он
розовеет, а на фоне темных цветов волос, ствола дерева — становится ярким.
Сказанное
свидетельствует о том, что в изобразительном искусстве при передаче в живописи
цвета натуры не следует стремиться к тому, чтобы абсолютно точно подобрать
каждый из них. Обычно это и невозможно сделать. Главное, это правильно «взять
отношения», т. е. сохранить относительные различия между цветами так, чтобы
каждый цвет картины отличался по светлоте и цветовой насыщенности от остальных
цветов картины соответственно тому, как это имеет место в натуре.
Существенную роль
играет в живописи объединение цветов. Обычно объединяются между собой те цвета,
которые равны по светлоте и которые близки друг к другу по цветовому тону.
Правда, определенная композиция цветовых пятен позволяет добиваться единства
колорита самых разнородных цветов, Например, картины И. Е. Репина отличаются
яркими красками, контрастными сочетаниями, но в каждой из них имеется
колористическое единство. Объединение разнообразных цветов осуществляется при
условии отличий их друг от друга в равной степени. Резко выделяется лишь тот
цвет, который значительно отличается от других.
|
 |
 |