Учебник Психологии

Глава 3. Историческое развитие психики и сознания человека

 

3.1 Общее понятие о развитии психики и эволюция психики животных

Все в мире развивается, закон развития носит всеобщий характер. Развиваются природа, способы производства, общественные отношения, психика. Что же такое развитие?

Но не всякое движение и изменение представляет собой развитие. Развитие есть изменение поступательное, есть изменение от простого к сложному, от низшего к высшему, развитие — это процесс, противоположный распаду, регрессу.

Миллиарды лет назад в процессе развития на Земле из неорганической материи возникла органическая, живая материя. В своем развитии живые организмы прошли путь от простейших одноклеточных до высших, отличающихся высокой организацией нервной системы. Особым совершенством отличается строение человеческого организма, его высшая нервная деятельность.

Материалистическая диалектика, марксистско-ленинское учение о развитии, являясь методологической основой советской психологической науки, признает, что развитие психики представляет собой не только количественные, но качественные изменения, обусловленные всем воздействием внешней среды, особенностями развития нервной системы организма, в результате разрешения присущих ему специфических внутренних противоречий.

Обычно развитие живых организмов, психики рассматривается в двух планах: в плане филогенеза и в плане онтогенеза. Филогенез — это изменения, происходящие в течение всего биологического развития, это процесс изменения начиная от простейших форм организмов и кончая современным человеком. Онтогенез — это изменения, происходящие в течение индивидуальной жизни организма, от его зарождения до смерти. Возникает вопрос: на каком же уровне развития материи, когда впервые возникло это свойство и как дальше шло развитие психики? Каждый живой организм находится во взаимодействии с окружающей средой и характеризуется постоянным обменом веществ, ассимиляцией (усвоением) и диссимиляцией (выделением). До тех пор пока поддерживается определенное равновесие во взаимодействии организма и среды, осуществляется обмен веществ. Нарушение этого равновесия ведет к нарушению обмена веществ, следовательно, и к превращению живого в неживое. И. М. Сеченов отмечал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

Отличительной особенностью всякого живого организма является обладание раздражимостью, которое заключается в способности организма приходить под воздействием среды в активное состояние и производить обмен веществ. В сущности взаимодействие организма и среды становится возможным лишь благодаря раздражимости организма. Раздражимость — это самая общая, присущая всему живому биологическая форма отражения.

Характеризуясь всеобщностью в мире живых организмов и представляя собой необходимую предпосылку для возникновения психики, раздражимость сама по себе еще не является психикой. Простейшая, самая элементарная форма проявления психики представлена чувствительностью организмов и возникновением реакций на раздражители, являющимися биологически нейтральными, но характеризующимися связью (во времени или в пространстве) с биологически важными. Как подчеркивает А. Н. Леонтьев, чувствительность «есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т. е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную деятельность» (33, 45). Следовательно, признаки предметов (величина, форма, запах, цвет, звук), являясь сами по себе безразличными в том смысле, что только благодаря им невозможно осуществить обмен веществ, выступают в роли сигналов. Психика является новой, более высокой формой отражения действительности и возникла на определенном, качественно новом этапе развития материи под влиянием усложнившихся условий жизни. Возникновение психики вызвано необходимостью приспособления живых организмов к постоянно менявшимся условиям среды. В животном мире, начиная с кишечнополостных, развитие психики неразрывно связано и взаимообусловлено с развитием нервной системы.

Самые простейшие представители животного мира имеют лишь разрозненные, не связанные друг с другом клетки, имеющие сходство по своим функциям с нервными. Кишечнополостные (медузы, гидры и т. п.) имеют сетевидную нервную систему.

[1]234
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.