Глава 3. Историческое развитие психики и сознания человека
Коллективный характер труда
обусловил возникновение такого совершенного, универсального средства общения,
каким является язык, развитие которого идет одновременно с развитием сознания.
Речь и сознание неразрывно связаны, представляя собой две стороны единого
отражательного процесса — мышления человека. Язык и речь, возникшие в процессе
общественно-трудовой деятельности человека, стали в дальнейшем решающим
фактором в развитии мозга человека и формирования его сознания. Ф. Энгельс
пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя
самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно
превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим,
далеко превосходит его по величине и совершенству» (1, 20, 490).
В дальнейшем развитие,
формирование сознания человека определяется влиянием исторически изменяющихся
условий жизни, действительности. В разные исторические эпохи сознание, мысли,
уровень знаний, умений были различными и отличались чертами, характерными
только для конкретной исторической эпохи. В обществе, разделенном на классы,
сознание человека определяется тем положением, которое он занимает в
общественном производстве. Свершением Великой Октябрьской социалистической
революции было положено начало поистине грандиозной перестройке человеческого
сознания. В обществе, строящем коммунизм, происходят глубочайшие изменения в
сознании людей. В ходе строительства коммунистического общества происходит
формирование нового морального облика советских людей в духе высокого сознания,
идейности и преданности коммунистическим идеалам.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |