Учебник Психологии

Глава 3. Историческое развитие психики и сознания человека

Коллективный характер труда обусловил возникновение такого совершенного, универсального средства общения, каким является язык, развитие которого идет одновременно с развитием сознания. Речь и сознание неразрывно связаны, представляя собой две стороны единого отражательного процесса — мышления человека. Язык и речь, возникшие в процессе общественно-трудовой деятельности человека, стали в дальнейшем решающим фактором в развитии мозга человека и формирования его сознания. Ф. Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству» (1, 20, 490).

В дальнейшем развитие, формирование сознания человека определяется влиянием исторически изменяющихся условий жизни, действительности. В разные исторические эпохи сознание, мысли, уровень знаний, умений были различными и отличались чертами, характерными только для конкретной исторической эпохи. В обществе, разделенном на классы, сознание человека определяется тем положением, которое он занимает в общественном производстве. Свершением Великой Октябрьской социалистической революции было положено начало поистине грандиозной перестройке человеческого сознания. В обществе, строящем коммунизм, происходят глубочайшие изменения в сознании людей. В ходе строительства коммунистического общества происходит формирование нового морального облика советских людей в духе высокого сознания, идейности и преданности коммунистическим идеалам.

 

123[4]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.