Глава 3. Историческое развитие психики и сознания человека
Нервную систему,
отличающуюся нерасчлененностью функций отдельных групп клеток и предельной
простотой, однообразием реакций организмов (как правило, это сокращения и.
расслабления, необходимые для захвата пищи), называют диффузной.
В процессе дальнейшей
эволюции нервной системы животных образовалась нервная система в форме нервных
цепочек и узлов (у червей и членистоногих). Затем развивается трубчатое
строение, характеризующееся разделением на центральную и периферическую нервные
системы. Трубчатая нервная система представлена у позвоночных, рыб, амфибий,
рептилий, птиц, млекопитающих. На уровне трубчатого строения нервной системы
впервые создаются возможности для выделения и интенсивного развития головного
мозга, для специализации функций его различных отделов. Только трубчатое
строение нервной системы обеспечивает централизацию управления различными
частями и самыми разнообразными функциями организма.
В характеристике развития
психики животного обычно используют два признака. Первый выражает способность
нервной системы выделять из всего комплекса раздражителей лишь некоторые из них
или определенные их сочетания, отношения. Второй признак имеет в виду большую
или меньшую пластичность поведения, т. е. способность изменять соответствующим
образом формы поведения в связи с изменившимися условиями среды в течение жизни
организма. Например, насекомые в подавляющем большинстве реагируют лишь на
отдельные раздражители. Наверное, все наблюдали, как паук одинаково реагирует
на вибрацию паутины, независимо от того, что заставило ее вибрировать, — муха
или упавший лист дерева. В любом случае паук устремляется к источнику вибрации
и обволакивает паутиной находящийся там предмет, т. е. производит действия,
обычно совершающиеся им вслед за вибрацией и предшествующие усвоению пищи.
Позвоночные уже могут
реагировать на комплексы раздражителей, т. е. им доступны не только отдельные
ощущения, но и предметное восприятие. Постепенно, в ходе дальнейшей эволюции
психики животных вырабатывается способность нервной системы отражать
относительно сложные связи и отношения между предметами и явлениями. Примером
может служить поведение таких животных, как собака, кошка, и особенно поведение
человекообразных обезьян. В отдельных случаях инстинктивное поведение животных
основано на целой системе безусловнорефлекторных реакций и внешне носит
осознанный, осмысленный характер. Однако внимательное наблюдение за поведением
животных свидетельствует об отсутствии осознанности инстинктивных действий даже
у человекообразных обезьян. Например, самка паука продолжает охранять и носить
кокон, если даже его содержимое уничтожат паразиты и он становится пустым.
Иногда самка паука, сделав кокон и произведя ряд движений, характерных при
откладывании яиц, в действительности не откладывает их. Однако затем она
переходит к следующему этапу — заделке кокона и ношению его с собой.
Под влиянием различных
изменений условий внешней среды инстинктивные реакции могут меняться,
обеспечивая возможность приспособления животных к новым условиям жизни.
Пластичность инстинктивных реакций делает их похожими на навыки.
Физиологической основой навыка служит система условных рефлексов. Как правило,
навыки являются более высокой и совершенной формой поведения по сравнению с
инстинктами. Навыки у животных вырабатываются в естественных условиях их жизни,
но могут быть выработаны и в результате специального обучения, путем
дрессировки. Причем способность приобретать навыки имеется не только у высших
животных, но и у низших. Вместе с тем более организованное и сложное строение
организма, более совершенное развитие нервной системы у животного открывают
значительно более широкие возможности для образования навыков. Ярким примером
могут служить довольно сложные «номера» животных (собак, свиней, слонов, львов,
медведей и др.) в цирке под руководством дрессировщика. Приобретенные навыки
делают поведение животных более приспособленным к новым условиям жизни, чем это
имеет место при инстинктивных реакциях. Более высокой и гибкой формой
поведения, обеспечивающей приспособление организма к изменившимся условиям жизни,
обладают те животные, у которых наблюдаются зачатки рассудочной деятельности. К
животным, обладающим рассудочным поведением, относятся, например,
человекообразные обезьяны. К рассудочным (интеллектуальным) формам поведения
животных относятся такие формы поведения, которые, как и навыки, имеют в своей
основе условнорефлекторные связи, а по содержанию отражают связи и отношения
между предметами.
|
 |
 |