Учебник Психологии

Глава 3. Историческое развитие психики и сознания человека

Опыты, проводившиеся И. П. Павловым, Г. 3. Рогинским, Н. Н. Ладыгиной-Котс, Э. Г. Вацуро и другими советскими учеными, показывают, что человекообразные обезьяны могут решать интеллектуальные задачи, требующие установления связей и отношений между предметами, обусловливающие комбинированные и целенаправленные действия.

Но, как указывает И. П. Павлов, интеллектуальная деятельность обезьян существенно отличается от мыслительной деятельности человека, она заключается не в думаний и размышлении, что характерно для человека, а в действиях. Анализируя интеллект обезьян, И. П. Павлов называл его конкретным, или ручным, мышлением. , Способность продуктивно, целенаправленно обдумывать свои. Действия, осмысливать свои поступки, поведение появляется только у человека благодаря развитию у него речи в процессе общественно-трудовой деятельности.

3.2 Происхождение и развитие сознания человека

Сознание как высшая форма отражения действительности возникает на самой высокой ступени развития материи и свойственно только человеку. История развития человека — это качественно новый этап, коренным образом отличающийся от предшествующего периода аналогичного развития животного мира. От животного существования человек переходит к общественно-трудовой деятельности, т. е. превращается из животного в человека. В результате этого перехода появляется новая форма психики — сознание. Решающим условием в превращении животного в человека явился труд. Прежде всего труд и отличает человека от животного. В то время как животное пассивно приспосабливается к внешним условиям, потребляя лишь то, что отпускает ему природа, человек сам в процессе трудовой деятельности активно и планомерно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливая для своих нужд и потребностей. Одновременно в процессе труда изменяется и физическая и духовная природа человека. В процессе труда развивались и совершенствовались физические и психические способности первобытного человека, его мозг и органы чувств. Труд, как говорил Ф. Энгельс, создал самого человека.

Закрепленное в процессе эволюции у предка человека вертикальное положение тела дало ему возможность освободить руки. В результате рука стала развиваться как орган трудовых действий, как орган, выполняющий познавательную функцию предметов путем ощупывания, осязания. Постепенно человек научился изготовлять орудия производства, которые дополняли усилия его руки и способствовали дальнейшему совершенствованию ее трудовых функций. Так, продолжением, дополнением кулака начал служить обработанный камень, продолжением вытянутой руки явилась палка, затем топор, лопата...

В процессе выполнения трудовых действий развивалась рука. Она становилась все более умелой и ловкой и могла уже выполнять очень тонкие трудовые операции. Также постепенно развивались глаза и ухо человека. Тысячелетняя трудовая практика способствовала такому высокому развитию органов чувств человека, что его рука и глаз стали способны создавать великие творения искусства, которыми являются произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Репина, Сурикова и других художников (рис. 9). Постоянное развитие и совершенствование человеческого уха помогло создать величайшие шедевры музыки, музыку Бетховена, Чайковского. К. Маркс, указывая на ту роль, которую сыграл труд в развитии самого человека, включая и его организм, отмечал: «Для того, чтобы присвоить вещество природы... он (человек. — В. К.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу». Благодаря труду развивались человеческие органы, в процессе труда мозг обезьяны превращался в мозг человека.

Характерными особенностями трудовой деятельности человека являются:

1) изготовление и употребление орудий труда;

2) общественный, т. е. совместный, коллективный характер труда. Любой процесс труда включает в себя отдельные трудовые операции, выполнение которых определяет коллективный характер трудовой деятельности. В свою очередь коллективный труд становится возможным лишь в том случае, если каждый из участников коллектива осмыслит, осознает общую цель труда, заранее представит себе результаты труда и координирование будет выполнять трудовые действия. Таким образом, условия коллективного труда требуют сознательного подхода к трудовой деятельности и одновременно сами способствуют дальнейшему развитию сознания.

12[3]4
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.