Глава 3. Историческое развитие психики и сознания человека
Опыты, проводившиеся И. П.
Павловым, Г. 3. Рогинским, Н. Н. Ладыгиной-Котс, Э. Г. Вацуро и другими
советскими учеными, показывают, что человекообразные обезьяны могут решать
интеллектуальные задачи, требующие установления связей и отношений между
предметами, обусловливающие комбинированные и целенаправленные действия.
Но, как указывает И. П.
Павлов, интеллектуальная деятельность обезьян существенно отличается от
мыслительной деятельности человека, она заключается не в думаний и размышлении,
что характерно для человека, а в действиях. Анализируя интеллект обезьян, И. П.
Павлов называл его конкретным, или ручным, мышлением. , Способность
продуктивно, целенаправленно обдумывать свои. Действия, осмысливать свои
поступки, поведение появляется только у человека благодаря развитию у него речи
в процессе общественно-трудовой деятельности.
3.2 Происхождение и развитие
сознания человека
Сознание как высшая форма
отражения действительности возникает на самой высокой ступени развития материи
и свойственно только человеку. История развития человека — это качественно
новый этап, коренным образом отличающийся от предшествующего периода
аналогичного развития животного мира. От животного существования человек
переходит к общественно-трудовой деятельности, т. е. превращается из животного
в человека. В результате этого перехода появляется новая форма психики —
сознание. Решающим условием в превращении животного в человека явился труд.
Прежде всего труд и отличает человека от животного. В то время как животное
пассивно приспосабливается к внешним условиям, потребляя лишь то, что отпускает
ему природа, человек сам в процессе трудовой деятельности активно и планомерно
воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливая для своих нужд и
потребностей. Одновременно в процессе труда изменяется и физическая и духовная
природа человека. В процессе труда развивались и совершенствовались физические
и психические способности первобытного человека, его мозг и органы чувств.
Труд, как говорил Ф. Энгельс, создал самого человека.
Закрепленное в процессе
эволюции у предка человека вертикальное положение тела дало ему возможность
освободить руки. В результате рука стала развиваться как орган трудовых
действий, как орган, выполняющий познавательную функцию предметов путем
ощупывания, осязания. Постепенно человек научился изготовлять орудия
производства, которые дополняли усилия его руки и способствовали дальнейшему
совершенствованию ее трудовых функций. Так, продолжением, дополнением кулака
начал служить обработанный камень, продолжением вытянутой руки явилась палка,
затем топор, лопата...
В процессе выполнения трудовых
действий развивалась рука. Она становилась все более умелой и ловкой и могла
уже выполнять очень тонкие трудовые операции. Также постепенно развивались
глаза и ухо человека. Тысячелетняя трудовая практика способствовала такому
высокому развитию органов чувств человека, что его рука и глаз стали способны
создавать великие творения искусства, которыми являются произведения Леонардо
да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Репина, Сурикова и других художников (рис. 9).
Постоянное развитие и совершенствование человеческого уха помогло создать
величайшие шедевры музыки, музыку Бетховена, Чайковского. К. Маркс, указывая на
ту роль, которую сыграл труд в развитии самого человека, включая и его
организм, отмечал: «Для того, чтобы присвоить вещество природы... он (человек.
— В. К.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и
ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю
природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу».
Благодаря труду развивались человеческие органы, в процессе труда мозг обезьяны
превращался в мозг человека.
Характерными особенностями
трудовой деятельности человека являются:
1) изготовление и
употребление орудий труда;
2) общественный, т. е.
совместный, коллективный характер труда. Любой процесс труда включает в себя
отдельные трудовые операции, выполнение которых определяет коллективный
характер трудовой деятельности. В свою очередь коллективный труд становится
возможным лишь в том случае, если каждый из участников коллектива осмыслит,
осознает общую цель труда, заранее представит себе результаты труда и
координирование будет выполнять трудовые действия. Таким образом, условия
коллективного труда требуют сознательного подхода к трудовой деятельности и
одновременно сами способствуют дальнейшему развитию сознания.
|
 |
 |