Учебник Психологии

6.4 Внимание в изобразительной деятельности

3. Максимальное применение в процессе обучения изобразительному искусству наглядности. Это правило выражается как в показе преподавателем различных приемов и методов работы карандашом, кистью, так и в разъяснении законов, положений композиции, светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах, пособиях, таблицах и т. д.

4. Высокое качество объяснения учителем учебного материала. Понятие «высокое качество» объяснения означает яркий по форме и богатый по содержанию эмоциональный рассказ учителя. При этом необходимо, чтобы новый материал был тесно связан с уже известным учащимся материалом.

5. Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности.

6. Организация труда юного рисовальщика (организация своего рабочего места, планирование порядка работы над учебным заданием, активная работа над заданием).

7. Обязательный учет индивидуальных особенностей личности школьника, и прежде всего различий в художественных способностях каждого юного рисовальщика.

6.5 Развитие внимания и воспитания внимательности у детей

С первого дня после рождения у ребенка проявляется врожденный ориентировочный рефлекс — услышав сильные звуки, ребенок вздрагивает, увидев яркий свет, — закрывает глаза.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

 

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретной объекту или деятельности.

 

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Трехмесячный ребенок сосредоточивает свой взгляд на предмете, прослеживает за его движением, т. е. в этом возрасте наблюдается внешнее выражение внимания, обусловленного соответствующим развитием зрительного восприятия. Прослеживание за перемещением предмета, сосредоточение на нем взгляда говорит о том, что трехмесячный ребенок уже может выделять конкретный предмет, превращать его в объект внимания. Свое внимание ребенок сосредоточивает прежде всего на ярком, блестящем, громком, движущемся. Внимание ребенка этого периода носит непроизвольный характер. В конце первого года у ребенка впервые обнаруживаются признаки произвольного внимания — он довольно продолжительное время может играть с одной игрушкой, проделывая с ней различные манипуляции, продолжительное время фиксирует свой взгляд на родителях, особенно когда хочет есть. Возможность проявления в этом возрасте произвольного внимания объясняется расширением круга знаний у ребенка, пониманием отдельных слов, накопленным опытом действий с предметами.

В целом внимание детей преддошкольного возраста очень неустойчиво — ребенок с интересом «листает» книгу, но достаточно ему показать какую-нибудь игрушку, как книга падает из рук, а ребенок тянется к игрушке) Внимание детей этого возраста легко переключить. Ребенок ушибся и «заливается» слезами, но как только мама показала ему яркий воздушный шар, так сразу ребенок радостно начинает улыбаться.

В дошкольном возрасте дети могут удерживать внимание в течение довольно длительного времени. Шестилетние дети могут заниматься интересной игрой целый час, а за рисованием проводить полтора-два часа.

Произвольное внимание дошкольника формируется в различных играх (ролевых, дидактических), требующих сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях и одновременного распределения внимания. Однако и у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Внимание дошкольника легко переключается с нужного, менее интересного к более интересному, яркому, новому.

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания.

1[2]34
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.