6.4 Внимание в изобразительной деятельности
3. Максимальное
применение в процессе обучения изобразительному искусству наглядности. Это
правило выражается как в показе преподавателем различных приемов и методов
работы карандашом, кистью, так и в разъяснении законов, положений композиции,
светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах, пособиях, таблицах
и т. д.
4. Высокое
качество объяснения учителем учебного материала. Понятие «высокое качество»
объяснения означает яркий по форме и богатый по содержанию эмоциональный
рассказ учителя. При этом необходимо, чтобы новый материал был тесно связан с
уже известным учащимся материалом.
5. Развитие у
учащихся интереса к изобразительной деятельности.
6. Организация
труда юного рисовальщика (организация своего рабочего места, планирование
порядка работы над учебным заданием, активная работа над заданием).
7. Обязательный
учет индивидуальных особенностей личности школьника, и прежде всего различий в
художественных способностях каждого юного рисовальщика.
6.5 Развитие
внимания и воспитания внимательности у детей
С первого дня
после рождения у ребенка проявляется врожденный ориентировочный рефлекс —
услышав сильные звуки, ребенок вздрагивает, увидев яркий свет, — закрывает
глаза.
Объем внимания измеряется
тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.
Отвлекаемость
внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой
периодическое ослабление внимания к конкретной объекту или деятельности.
Переключение внимания
состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.
Трехмесячный
ребенок сосредоточивает свой взгляд на предмете, прослеживает за его движением,
т. е. в этом возрасте наблюдается внешнее выражение внимания, обусловленного соответствующим
развитием зрительного восприятия. Прослеживание за перемещением предмета,
сосредоточение на нем взгляда говорит о том, что трехмесячный ребенок уже может
выделять конкретный предмет, превращать его в объект внимания. Свое внимание
ребенок сосредоточивает прежде всего на ярком, блестящем, громком, движущемся.
Внимание ребенка этого периода носит непроизвольный характер. В конце первого
года у ребенка впервые обнаруживаются признаки произвольного внимания — он
довольно продолжительное время может играть с одной игрушкой, проделывая с ней
различные манипуляции, продолжительное время фиксирует свой взгляд на родителях,
особенно когда хочет есть. Возможность проявления в этом возрасте произвольного
внимания объясняется расширением круга знаний у ребенка, пониманием отдельных
слов, накопленным опытом действий с предметами.
В целом внимание
детей преддошкольного возраста очень неустойчиво — ребенок с интересом
«листает» книгу, но достаточно ему показать какую-нибудь игрушку, как книга
падает из рук, а ребенок тянется к игрушке) Внимание детей этого возраста легко
переключить. Ребенок ушибся и «заливается» слезами, но как только мама показала
ему яркий воздушный шар, так сразу ребенок радостно начинает улыбаться.
В дошкольном
возрасте дети могут удерживать внимание в течение довольно длительного времени.
Шестилетние дети могут заниматься интересной игрой целый час, а за рисованием
проводить полтора-два часа.
Произвольное
внимание дошкольника формируется в различных играх (ролевых, дидактических),
требующих сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях и
одновременного распределения внимания. Однако и у детей дошкольного возраста
преобладает непроизвольное внимание. Внимание дошкольника легко переключается с
нужного, менее интересного к более интересному, яркому, новому.
Поступление
ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного
внимания.
|