8.3 Восприятие пространства и изобразительная деятельность
В познании пространственных
свойств объектов ведущую роль играет зрительно-двигательная функциональная система
восприятия при рассматривании.
В процессе
изобразительной деятельности особую важность представляет познание
пространственных свойств предметов (пространство — одна из основных форм
существования материи). В условиях специфики изобразительной деятельности
процесс познания пространственных свойств объектов действительности, их формы,
конструкции, величины, объема осуществляется прежде всего посредством
зрительных и осязательных восприятий. Необходимо подчеркнуть, что существенное
значение в формировании любого вида восприятий имеет обязательное участие в них
двигательных (кинестезических) ощущений, которые возникают вследствие
сокращения мышц при движениях различных органов тела. Мышцы, являясь рабочими
органами (эффекторами), вместе с тем есть важные органы чувств
(проприоцепторы), дающие информацию своим сокращением как о положении в
пространстве нашего тела и его частей, так и о пространственных и временных
свойствах (величине, форме, пространственном расположении, движении)
воспринимаемых человеком предметов. Причем мышечные ощущения вступают в тесный
контакт с другими ощущениями, возникающими в одно и то же время с первыми. В
результате этого образуются функциональные системы восприятия, благодаря
которым осуществляется отражение явлений и объектов реальности во всем
многообразии их характеристик. В процессе изобразительной деятельности
зрительно-двигательная функциональная система восприятия проявляется в двух основных
формах. Первая из них характеризуется непосредственно движением глаза и головы.
Благодаря высокому устройству своей двигательной системы глаз может совершать
бесчисленные и самые разнообразные движения. Эти движения глаза обычно
производятся по контурам, местам изгибов формы, местам изменения направления
контуров, плоскостей объемной формы и другим «опознавательным» точкам зрительно
воспринимаемых объектов. Глаз как бы ощупывает последовательно все части
предмета и весь предмет целиком. И. М. Сеченов называл глаз «щупалом»,
подчеркивая при этом важнейшее значение ощупывающих движений глаза в
чувственном познании объектов. Большой интерес представляет экспериментальное
изучение движений глаз в процессе зрительного восприятия предметов и различных
изображений (репродукций с
произведений художников, фотографий). Эксперименты фиксируются записью движений
глаз при помощи киносъемки, осуществляемой в момент зрительного восприятия
экспериментального объекта.
Экспериментальное
изучение закономерностей зрительного восприятия (в условиях свободного
рассматривания), в частности восприятия изображений, расположенных неподвижно
относительно сетчатки, например, репродукций картин, проведенное в лаборатории
биофизики зрения Института биофизики Академии наук СССР, показало, что «в
процессе рассматривания глаз задерживается лишь на определенных элементах
объектов зрения, на других — очень мало, а на некоторые совсем не обращает
внимания».
Выделение
основного в объектах, раскрывающих содержание изображения, определяется тесной
связью восприятия с мышлением. Движения глаз отражают процессы человеческого
мышления, и поэтому записи их позволяют в какой-то мере судить о мышлении
наблюдателя, о мышлении, которым сопровождается рассматривание того или другого
объекта. Возможность осуществить запись движения глаз позволяет определить, в
каком порядке и к каким элементам глаз — а значит и мысль человека! —
обращается больше всего при восприятии конкретных изображений.
Анализируя
запись движений глаза по контуру скульптурного портрета Нефертити, мы замечаем,
что глаз наблюдателя упорно концентрирует свое внимание на контурах, и прежде
всего на очертании профиля портретируемой. Это объясняется тем, что именно в
этих местах сосредоточены характерные черты портрета, дающие возможность зрителю
составить о нем полное и четкое представление. Следовательно, контуры и
очертания изображения являются существенными ориентирами для глаза, так как
заключают в себе содержание, знания об объекте восприятия. Было также
установлено, что лицо важнее для глаза, чем фигура, а фигура важнее, чем детали
и предметы обстановки.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |