Учебник Психологии

8.3 Восприятие пространства и изобразительная деятельность

В познании пространственных свойств объектов ведущую роль играет зрительно-двигательная функциональная система восприятия при рассматривании.

 

В процессе изобразительной деятельности особую важность представляет познание пространственных свойств предметов (пространство — одна из основных форм существования материи). В условиях специфики изобразительной деятельности процесс познания пространственных свойств объектов действительности, их формы, конструкции, величины, объема осуществляется прежде всего посредством зрительных и осязательных восприятий. Необходимо подчеркнуть, что существенное значение в формировании любого вида восприятий имеет обязательное участие в них двигательных (кинестезических) ощущений, которые возникают вследствие сокращения мышц при движениях различных органов тела. Мышцы, являясь рабочими органами (эффекторами), вместе с тем есть важные органы чувств (проприоцепторы), дающие информацию своим сокращением как о положении в пространстве нашего тела и его частей, так и о пространственных и временных свойствах (величине, форме, пространственном расположении, движении) воспринимаемых человеком предметов. Причем мышечные ощущения вступают в тесный контакт с другими ощущениями, возникающими в одно и то же время с первыми. В результате этого образуются функциональные системы восприятия, благодаря которым осуществляется отражение явлений и объектов реальности во всем многообразии их характеристик. В процессе изобразительной деятельности зрительно-двигательная функциональная система восприятия проявляется в двух основных формах. Первая из них характеризуется непосредственно движением глаза и головы. Благодаря высокому устройству своей двигательной системы глаз может совершать бесчисленные и самые разнообразные движения. Эти движения глаза обычно производятся по контурам, местам изгибов формы, местам изменения направления контуров, плоскостей объемной формы и другим «опознавательным» точкам зрительно воспринимаемых объектов. Глаз как бы ощупывает последовательно все части предмета и весь предмет целиком. И. М. Сеченов называл глаз «щупалом», подчеркивая при этом важнейшее значение ощупывающих движений глаза в чувственном познании объектов. Большой интерес представляет экспериментальное изучение движений глаз в процессе зрительного восприятия предметов и различных изображений (репродукций с произведений художников, фотографий). Эксперименты фиксируются записью движений глаз при помощи киносъемки, осуществляемой в момент зрительного восприятия экспериментального объекта.

Экспериментальное изучение закономерностей зрительного восприятия (в условиях свободного рассматривания), в частности восприятия изображений, расположенных неподвижно относительно сетчатки, например, репродукций картин, проведенное в лаборатории биофизики зрения Института биофизики Академии наук СССР, показало, что «в процессе рассматривания глаз задерживается лишь на определенных элементах объектов зрения, на других — очень мало, а на некоторые совсем не обращает внимания».

Выделение основного в объектах, раскрывающих содержание изображения, определяется тесной связью восприятия с мышлением. Движения глаз отражают процессы человеческого мышления, и поэтому записи их позволяют в какой-то мере судить о мышлении наблюдателя, о мышлении, которым сопровождается рассматривание того или другого объекта. Возможность осуществить запись движения глаз позволяет определить, в каком порядке и к каким элементам глаз — а значит и мысль человека! — обращается больше всего при восприятии конкретных изображений.

Анализируя запись движений глаза по контуру скульптурного портрета Нефертити, мы замечаем, что глаз наблюдателя упорно концентрирует свое внимание на контурах, и прежде всего на очертании профиля портретируемой. Это объясняется тем, что именно в этих местах сосредоточены характерные черты портрета, дающие возможность зрителю составить о нем полное и четкое представление. Следовательно, контуры и очертания изображения являются существенными ориентирами для глаза, так как заключают в себе содержание, знания об объекте восприятия. Было также установлено, что лицо важнее для глаза, чем фигура, а фигура важнее, чем детали и предметы обстановки.

[1]234
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.