8.3 Восприятие пространства и изобразительная деятельность
Но некоторые из этих свойств, которые
мы воспринимаем через зрительный аппарат, в силу особенностей устройства его
кажутся не такими, какими они существуют на самом деле. Так, например, равные
по величине телеграфные столбы по мере их удаления кажутся меньше и меньше и на
линии горизонта кажутся нам точкой. В изобразительной деятельности овладение
методом перспективы, который заключается в том, что предметы изображаются на
плоскости в том виде, в каком мы их видим, имеет особо важное значение. При
этом методе кажущиеся нам изменения свойств предметов сформулированы в так
называемые законы перспективы. Например, закон перспективы — все параллельные
между собой линии, лежащие в одной плоскости, в перспективе сходятся в одной
общей точке схода на линии горизонта — говорит о том, что параллельные в натуре
линии, лежащие в одной плоскости, кажутся нам сходящимися в одной точке (рис.
61, 62). Это легко проследить, когда мы смотрим в даль железнодорожного пути.
Рельсы, которые на всем своем протяжении удалены друг от друга на одинаковое
расстояние, кажутся сходящимися вдалеке, на линии горизонта, в одной точке
схода.
Голубоватый
оттенок воздуха изменяет цвет предметов и тем в большей степени, чем дальше
расположен этот предмет. Вот почему лес, расположенный далеко на горизонте, кажется,
синим или голубоватым. Причем водяной пар и различная пыль, содержащиеся в
воздухе, как бы затуманивают наблюдаемые предметы, вследствие чего они кажутся
окутанными дымкой. Особенно это относится к дальним объектам. При удалении от
наблюдателя освещенные поверхности темнеют, а затененные — бледнеют, становясь
как бы бледно-серым силуэтом. Наоборот, чем ближе они к наблюдателю, тем
светотень контрастнее, освещенные поверхности кажутся светлее, затененные —
темнее. Явление изменения светлоты цвета легко наблюдать на улице, особенно
туманным утром или в дождь, когда дальние дома и предметы становятся едва
различимыми пятнами.
Большое значение
для зрительного восприятия объема, рельефа предмета имеет распределение
светотени на поверхности его. В сущности предмет зрительно воспринимается
только тогда, когда светотень выявляет форму и объем предмета.
Так как
окружающие предметы реально существуют и существуют реальные источники света,
то мы имеем определенные, объективные законы светотени, познание которых
необходимо для выполнения реалистического рисунка. Зрительно воспринимаемая
яркость освещения предмета в реальном пространстве зависит от:
1) силы источника
света;
2) расстояния от
источника света;
3) угла падения
лучей света на поверхность предмета;
4) свойств
поверхности предмета (фактура и цвет);
5) положения
наблюдаемого предмета относительно окружающих его предметов и свойств этих
предметов — расстояния до них, их окраски, величины.
Светотень
является следствием различного положения предмета и ограничивающих его
поверхностей относительно источников света.
Иногда при восприятии
пространственных свойств объектов возникают зрительные иллюзии, представляющие
собой неправильные, искаженные восприятия.
Кинестезические
ощущения, входя в состав всех видов восприятий, связывают различные ощущения в
целостный образ объекта и одновременно уточняют и дифференцируют все восприятия
в зависимости от пространственно-временных свойств объектов.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |