Учебник Психологии

8.3 Восприятие пространства и изобразительная деятельность

Но некоторые из этих свойств, которые мы воспринимаем через зрительный аппарат, в силу особенностей устройства его кажутся не такими, какими они существуют на самом деле. Так, например, равные по величине телеграфные столбы по мере их удаления кажутся меньше и меньше и на линии горизонта кажутся нам точкой. В изобразительной деятельности овладение методом перспективы, который заключается в том, что предметы изображаются на плоскости в том виде, в каком мы их видим, имеет особо важное значение. При этом методе кажущиеся нам изменения свойств предметов сформулированы в так называемые законы перспективы. Например, закон перспективы — все параллельные между собой линии, лежащие в одной плоскости, в перспективе сходятся в одной общей точке схода на линии горизонта — говорит о том, что параллельные в натуре линии, лежащие в одной плоскости, кажутся нам сходящимися в одной точке (рис. 61, 62). Это легко проследить, когда мы смотрим в даль железнодорожного пути. Рельсы, которые на всем своем протяжении удалены друг от друга на одинаковое расстояние, кажутся сходящимися вдалеке, на линии горизонта, в одной точке схода.

Голубоватый оттенок воздуха изменяет цвет предметов и тем в большей степени, чем дальше расположен этот предмет. Вот почему лес, расположенный далеко на горизонте, кажется, синим или голубоватым. Причем водяной пар и различная пыль, содержащиеся в воздухе, как бы затуманивают наблюдаемые предметы, вследствие чего они кажутся окутанными дымкой. Особенно это относится к дальним объектам. При удалении от наблюдателя освещенные поверхности темнеют, а затененные — бледнеют, становясь как бы бледно-серым силуэтом. Наоборот, чем ближе они к наблюдателю, тем светотень контрастнее, освещенные поверхности кажутся светлее, затененные — темнее. Явление изменения светлоты цвета легко наблюдать на улице, особенно туманным утром или в дождь, когда дальние дома и предметы становятся едва различимыми пятнами.

Большое значение для зрительного восприятия объема, рельефа предмета имеет распределение светотени на поверхности его. В сущности предмет зрительно воспринимается только тогда, когда светотень выявляет форму и объем предмета.

Так как окружающие предметы реально существуют и существуют реальные источники света, то мы имеем определенные, объективные законы светотени, познание которых необходимо для выполнения реалистического рисунка. Зрительно воспринимаемая яркость освещения предмета в реальном пространстве зависит от:

1) силы источника света;

2) расстояния от источника света;

3) угла падения лучей света на поверхность предмета;

4) свойств поверхности предмета (фактура и цвет);

5) положения наблюдаемого предмета относительно окружающих его предметов и свойств этих предметов — расстояния до них, их окраски, величины.

 

 

Светотень является следствием различного положения предмета и ограничивающих его поверхностей относительно источников света.

 

Иногда при восприятии пространственных свойств объектов возникают зрительные иллюзии, представляющие собой неправильные, искаженные восприятия.

 

Кинестезические ощущения, входя в состав всех видов восприятий, связывают различные ощущения в целостный образ объекта и одновременно уточняют и дифференцируют все восприятия в зависимости от пространственно-временных свойств объектов.

 

123[4]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.