13.6 Развитие и формирование чувств у детей
Дома к ученику
начинают относиться как к взрослому члену семьи — ведь он имеет настоящее,
важное дело (учение), с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно
думает, все ли домашние задания он выполнил, не забыл ли чего дома, что он
скажет, когда встретит в школе своего друга Сережу, который вчера подвел его —
не пришел помогать делать скворечник. Эти и масса других забот школьника,
обусловленные положением ребенка как ученика, способствуют формированию чувства
ответственности, заботы за порученное дело.
Интенсивно
развиваются в школьном возрасте познавательные чувства, сопровождающиеся
формированием познавательных интересов, что определяется ежедневной активной
познавательной деятельностью. Процесс обучения — это непрерывное познание
законов, свойств, качеств предметов и явлений, познание связей между предметами
и явлениями. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию
интеллектуальных чувств способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в
колхоз, на ближайшую стройку,
в музей.
Формирование
нравственных чувств младшего школьника обусловлено прежде всего его жизнью в
классном коллективе. Важное значение имеет воспитательная работа педагога,
направленная на разъяснение и привитие школьникам норм морального поведения,
правил социалистического общежития. Определенное влияние на формирование
моральных качеств личности младшеклассника оказывают детская художественная
литература, произведения изобразительного искусства и детские кинофильмы.
Среди моральных
чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить
чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям,
чувство восхищения героизмом и мужеством советских людей, чувство
коллективизма, товарищества, трудолюбия. Ярко проявилась любовь к Родине у
советских детей в период Великой Отечественной войны, когда ма- ленькие
школьники помогали Советской Армии и советским партизанам в борьбе против
немецких оккупантов. Успехи социалистического строительства, героические дела
советских людей, полеты советских спутников Земли и космонавтов — все это
вызывает у младшеклассников чувство гордости за свою Родину, уважение к
советским людям, формирует чувство патриотизма.
Значительное влияние
на формирование нравственных чувств учащихся начальных классов оказывают
октябрятская и пионерская организации. Добровольно взяв на себя ряд
обязательств, октябренок и пионер несут ответственность за их выполнение перед
всем школьным и пионерским коллективом.
Эстетические
чувства учащихся начальных классов успешно разви-' ваются как на уроках
эстетического цикла — изобразительного искусства и музыки, так и в процессе
занятий на других уроках, во время ухаживания за цветами, уборки класса,
оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которой учитель обращает
внимание детей на красивую цветовую гамму осенней листвы, стройные, изящные
корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что
отличается красотой, изяществом, пропорциональностью.
В дальнейшем, в
практических занятиях изобразительным искусством, рисуя с натуры различные
предметы (вазу, кувшин, фрукты, цветы и т. п.), составляя декоративный узор,
творческую композицию на тему окружающей жизни, иллюстрируя литературное
произведение, учащиеся выражают свои эстетические переживания с помощью
карандаша и красок (рис. 122). Умелый подбор красок, изящные линии,
оригинальная композиция рисунка — вот показатели, по которым легко можно
определить уровень развития эстетических чувств школьника. В подростковом
возрасте развитие эмоций и чувств тесно связано с особенностями полового
созревания, что обусловливает повышенную эмоциональную возбудимость,
эмоциональную неустойчивость, аффективность чувств и поведения. В этом возрасте
наблюдается стремление школьников к острым переживаниям, к переживанию опасных
ситуаций, свершению героических поступков. Этим объясняется тяга подростков к
книгам о героях, к приключенческой литературе. Сопереживание — характерная
черта подросткового возраста. Сопереживание способствует развитию чувств
подростка, обусловливает устойчивость, глубину, силу отдельных эмоциональных
переживаний и чувств.
Увлеченность
подростков кем-либо из взрослых людей или любимым героем книг приводит к
подражанию им.
|
 |
 |