Учебник Психологии

13.6 Развитие и формирование чувств у детей

Первые проявления эмоций у ребенка выражаются в элементарных чувствованиях, эмоциональных состояниях, которые носят безусловнорефлекторный характер. Первоначальные эмоциональные реакции ребенка связаны с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей. Если ребенок голоден, если ему холодно он плачет, кричит. Если ребенка накормили, и он находится в теплой сухой постели, у младенца спокойное или улыбающееся лицо, он спокойно засыпает.

С самого начала рождения ребенка у него вырабатываются отдельные эмоциональные реакции, которые имеют условнорефлекторную природу. В двух-трехмесячном возрасте у ребенка наблюдается радостное возбуждение и голосовые реакции (гуление) на приближение к нему матери-кормилицы, появление бутылки с молоком. Громкий, недовольный голос взрослых вызывает отрицательные эмоции — ребенок начинает плакать. В начале эмоциональные реакции у ребенка мало дифференцированы, что объясняется широким, глобальным распространением по коре мозга нервного возбуждения. Улыбка, ласковый голос посторонних людей, так же как и близких, вызывает положительную эмоцию у ребенка. Однако к концу года эмоциональные отношения ребенка к окружающему миру становятся более дифференцированными. Появление постороннего человека, даже его улыбка, ласковое обращение вызывает у ребенка настороженность, удивление, а при попытке взять его на руки наблюдаются оборонительные движения руки, головы, сопровождающиеся громким плачем. На появление же родителей, близких годовалый ребенок отвечает самыми различными эмоциями — он радостно смеется, вскрикивает тянется к взрослым, протягивает свои ручонки. Причем в этом возрасте ребенок требует постоянного к себе внимания, постоянного общения со взрослыми. Если близкие ребенка находятся рядом, но непосредственно не занимаются с ним (взрослые сидят за столом, что-то пишут, шьют и т. д.), он начинает смотреть в сторону взрослых, издавать требовательные звуки, стучать руками по кровати. На какое-то время малыш отвлекается игрушкой, но затем снова требует внимания взрослых. Так, уже на первом году жизни человека процесс развития эмоций и чувств становится процессом социально обусловленным. В конце первого года ребенок проявляет положительную эмоциональную реакцию на целый ряд предметов действительности. Так, ребенок бурно проявляет свою радость при виде яркой игрушки, при звуках погремушки.

Сильную эмоционально-положительную реакцию на втором году жизни у ребенка вызывают игры со взрослыми, когда взрослый слегка накрывает покрывалом лицо ребенка, а затем открывает его, прячет игрушки, которые малыш ищет и находит; когда взрослый, имитируя различные движения, слегка касается руками ребенка и тут же отдергивает их, сопровождая свои движения эмоциональными возгласами.

Чувство удивления, которое впервые можно заметить у ребенка в возрасте 5—6 месяцев, быстро развивается на втором году жизни. Чувство удивления представляет собой реакцию на новое, необычное, неожиданное и яркое. Удивление служит началом познавательного отношения малыша к предметам и явлениям действительности. Это познавательное отношение постоянно расширяется и углубляется. Значительное расширение сферы эмоционально-познавательного отношения ребенка на втором году жизни обусловливается, во-первых, развитием самостоятельности детей в передвижении и, следовательно, более активными действиями с предметами и, во-вторых, довольно активным развитием речи, а отсюда — расширением общения ребенка с людьми.

Необходимо отметить, что наблюдения советских психологов опровергают утверждения зарубежных психологов о якобы имеющих место фактах переживания ребенком «естественного» чувства страха. Ребенок может спокойно протягивать руки к кружке с горячим чаем пытается схватить за хвост кошку, дотронуться до собаки. При этом он абсолютно не испытывает страха. Но достаточно ему раз' обжечь Руку, достаточно услышать лай собаки и почувствовать боль на оцарапанной кошкой руке, как в дальнейшем ребенок будет постоянно отдергивать руку от всех кружек и стаканов, будет пугаться всех животных. Таким образом, чувство страха приобретается прижизненно в условиях общения ребенка с миром и представляет собой условный сигнал на раздражитель, вызвавший отрицательную реакцию. На втором и третьем годах жизни у ребенка появляются простейшие эстетические переживания. Ребенок радуется спокойной, мелодичной музыке веселой, ритмичной песне, любуется украшенной игрушками елкой, блестящей чашкой, яркой картиной. Нередко вслед за взрослыми ребенок повторяет: «Какая красота!..».

[1]234
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.