13.6 Развитие и формирование чувств у детей
Первые проявления
эмоций у ребенка выражаются в элементарных чувствованиях, эмоциональных
состояниях, которые носят безусловнорефлекторный характер. Первоначальные
эмоциональные реакции ребенка связаны с удовлетворением или неудовлетворением
естественных потребностей. Если ребенок голоден, если ему холодно он плачет,
кричит. Если ребенка накормили, и он находится в теплой сухой постели, у
младенца спокойное или улыбающееся лицо, он спокойно засыпает.
С самого начала
рождения ребенка у него вырабатываются отдельные эмоциональные реакции, которые
имеют условнорефлекторную природу. В двух-трехмесячном возрасте у ребенка
наблюдается радостное возбуждение и голосовые реакции (гуление) на приближение
к нему матери-кормилицы, появление бутылки с молоком. Громкий, недовольный
голос взрослых вызывает отрицательные эмоции — ребенок начинает плакать. В
начале эмоциональные реакции у ребенка мало дифференцированы, что объясняется
широким, глобальным распространением по коре мозга нервного возбуждения.
Улыбка, ласковый голос посторонних людей, так же как и близких, вызывает
положительную эмоцию у ребенка. Однако к концу года эмоциональные отношения
ребенка к окружающему миру становятся более дифференцированными. Появление
постороннего человека, даже его улыбка, ласковое обращение вызывает у ребенка
настороженность, удивление, а при попытке взять его на руки наблюдаются
оборонительные движения руки, головы, сопровождающиеся громким плачем. На
появление же родителей, близких годовалый ребенок отвечает самыми различными
эмоциями — он радостно смеется, вскрикивает тянется к взрослым, протягивает
свои ручонки. Причем в этом возрасте ребенок требует постоянного к себе
внимания, постоянного общения со взрослыми. Если близкие ребенка находятся
рядом, но непосредственно не занимаются с ним (взрослые сидят за столом, что-то
пишут, шьют и т. д.), он начинает смотреть в сторону взрослых, издавать
требовательные звуки, стучать руками по кровати. На какое-то время малыш
отвлекается игрушкой, но затем снова требует внимания взрослых. Так, уже на
первом году жизни человека процесс развития эмоций и чувств становится
процессом социально обусловленным. В конце первого года ребенок проявляет
положительную эмоциональную реакцию на целый ряд предметов действительности.
Так, ребенок бурно проявляет свою радость при виде яркой игрушки, при звуках
погремушки.
Сильную
эмоционально-положительную реакцию на втором году жизни у ребенка вызывают игры
со взрослыми, когда взрослый слегка накрывает покрывалом лицо ребенка, а затем
открывает его, прячет игрушки, которые малыш ищет и находит; когда взрослый,
имитируя различные движения, слегка касается руками ребенка и тут же
отдергивает их, сопровождая свои движения эмоциональными возгласами.
Чувство удивления,
которое впервые можно заметить у ребенка в возрасте 5—6 месяцев, быстро
развивается на втором году жизни. Чувство удивления представляет собой реакцию
на новое, необычное, неожиданное и яркое. Удивление служит началом
познавательного отношения малыша к предметам и явлениям действительности. Это
познавательное отношение постоянно расширяется и углубляется. Значительное
расширение сферы эмоционально-познавательного отношения ребенка на втором году
жизни обусловливается, во-первых, развитием самостоятельности детей в
передвижении и, следовательно, более активными действиями с предметами и,
во-вторых, довольно активным развитием речи, а отсюда — расширением общения
ребенка с людьми.
Необходимо
отметить, что наблюдения советских психологов опровергают утверждения
зарубежных психологов о якобы имеющих место фактах переживания ребенком
«естественного» чувства страха. Ребенок может спокойно протягивать руки к
кружке с горячим чаем пытается схватить за хвост кошку, дотронуться до собаки.
При этом он абсолютно не испытывает страха. Но достаточно ему раз' обжечь Руку,
достаточно услышать лай собаки и почувствовать боль на оцарапанной кошкой руке,
как в дальнейшем ребенок будет постоянно отдергивать руку от всех кружек и
стаканов, будет пугаться всех животных. Таким образом, чувство страха
приобретается прижизненно в условиях общения ребенка с миром и представляет
собой условный сигнал на раздражитель, вызвавший отрицательную реакцию. На
втором и третьем годах жизни у ребенка появляются простейшие эстетические переживания.
Ребенок радуется спокойной, мелодичной музыке веселой, ритмичной песне,
любуется украшенной игрушками елкой, блестящей чашкой, яркой картиной. Нередко
вслед за взрослыми ребенок повторяет: «Какая красота!..».
|
 |
 |