13.6 Развитие и формирование чувств у детей
Вместе с тем в этом
возрасте дети могут проявлять самостоятельную оценку красоты, отличая
некрасивое, дисгармоничное от красивого, гармоничного. Так, мальчик двух с
половиной лет, услышав гудки тепловоза, заявляет: «У., как это некласиво и
неплиятно». А, услышав мелодичную танцевальную музыку в радиоприемнике, говорит:
«Какая холошая, класивая песня».
На третьем году
жизни чувство удивления сменяется любознательностью. Ребенок, владея речью,
задает массу всевозможных вопросов. Активное употребление слов, словесное
выражение переживаемых чувств ведет к осознанию ребенком своих эмоциональных
переживании. В этом возрасте у ребенка возникают и такие чувства, как чувство обиды,
стыда, зависти, которые проявляются в самой элементарной форме. Следовательно,
уже к концу преддошкольного возраста получают определенное развитие различные
эмоциональные отношения человека к действительности.
Но уже и у
ребенка-преддошкольника эмоциональные реакции, чувства, наряду с возрастными
особенностями (непосредственностью эффективностью), приобретают
индивидуально-типологические черты — одни дети более сдержанны, спокойны,
другие отличаются повышенной эмоциональностью.
В дошкольном
возрасте эмоции и чувства ребенка продолжают заметно развиваться. Это развитие
касается как глубины чувств, так и внешней формы их протекания. Так,
значительно углубляется, становится более осознанным чувство любви и нежности к
матери, отцу бабушке. Общение с другими детьми развивает чувство товарищества'
дружеского отношения к другим детям. Участие в коллективных ролевых играх
служит средством формирования чувства ответственности морально-этической оценки
как своего поведения в игре, так и поведения товарищей. Участвуя в игре, в
совместном с другими детьми занятии, ребенок шести-семи лет в яркой форме
проявляет чувство долга, чувство требовательности к себе, чувство гордости,
радости за общий успех, чувство превосходства, стыда и другие чувства. Привыкая
к постоянному общению с другими детьми, к определенному детскому коллективу,
дошкольник глубоко переживает, если по какой-либо причине его отстраняют от
участия в игре или в каком-либо коллективном занятии. Вот почему, не желая
испытывать горькое чувство одиночества, ребенок терпеливо играет свою «роль»,
даже если она ему не очень нравится и является для него не интересной и
утомительной. В этих условиях у ребенка формируется активное торможение, что
прямо связано с началом формирования умения управлять своими эмоциональными
переживаниями, с началом формирования характера.
Как
свидетельствуют исследования советских психологов и педагогов (Н. А. Ветлугиной,
Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и др.), в процессе обучения детей прослушиванию
и исполнению музыки, составлению тематических и декоративных композиций,
орнаментов, передаче в рисунках формы, соразмерности пропорций, цветовой
окрашенности изображаемых объектов у дошкольников развиваются эстетические
переживания, формируется эстетическое восприятие. Непосредственность,
аффективность чувств дошкольника часто выражается в сопереживании. Рассматривая
картинку, слушая рассказ, наблюдая за происходящим на сцене, экране телевизора,
ребенок настолько все принимает «близко к сердцу», что начинает плакать,
. так как ему
становится жалко обиженного героя. Нередко можно наблюдать, как семилетний
ребенок, смотря телевизионную передачу и испытывая чувство жалости, начинает
рыдать и требует выключить
. телевизор, хотя
тут же он говорит, что ведь это «не на самом деле», это ведь в кино. Дошкольный
период является важным периодом в становлении чувств, развитие и формирование
которых носят социальную природу.
С поступлением в
школу развитие эмоций и чувств ребенка переходит на новую, более высокую
ступень. Целенаправленное обучение и воспитание с I класса ведет к тому, что
чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и управляемыми.
Новое положение, которое занимает младший школьник среди детей и в семье,
обусловливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение и использование
которых сопровождается различными эмоциональными переживаниями. Поступая в
школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он
должен строго следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть вьшолнить
домашнее письменное задание, выучить стихотворение. В школе ученик следит за
поливкой цветов, старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему
дело — изготовить наглядное пособие, выпустить стенгазету.
|
 |
 |