6.2 Виды внимания
Контраст плотной массы
народа и одинокой фигуры Христа, отделенной пространством, в картине А. А.
Иванова «Явление Христа народу» удивительно точно уравновешивает основные
фрагменты композиции, помогает раскрытию идеи, содержания картины (рис. 32).
Свежий номер
стенгазеты, новая афиша, появившееся объявление замечаются сразу. Учитывая эту особенность
внимания, учитель изобразительного искусства обычно до "урока продумывает
методику демонстрации различных наглядных пособий (модели, таблицы,
репродукции), а также постановку в качестве натуры тех предметов, которые
школьники будут изображать. Если, например, преподаватель повесит на доску
таблицы или репродукции с картин художников и, не закрыв их шторкой или листом
бумаги, начнет урок с проверки домашнего задания, с анализа ученических
рисунков, внимание учащихся поневоле будет переключаться с объяснения учителя,
с рисунков своих товарищей на вывешенные таблицы, репродукции. В результате анализируемый
материал полностью или частично не усвоится школьниками и, вместе с тем, последующий
показ принесенных на, урок и повешенных на доске таблиц, репродукций не будет
иметь должного эффекта, не привлечет внимания детей, поскольку они утратят свою
новизну. Этим же объясняется и педагогическое требование устраивать сменные
тематические выставки репродукций, ученических рисунков вместо висящих месяцами
и годами картинных галерей, на которые никто уже не обращает внимания.
Как правило,
интересы вызывают определенное эмоциональное отношение к воспринимаемому
объекту и как результат — устойчивое или неустойчивое внимание к этому объекту.
В процессе
познания действительности непроизвольное внимание вызывают объекты и явления, к
которым человек проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение, т. е, когда
наблюдается проявление интеллектуальных, эстетических, моральных чувств.
Удивление, восторг, страх, вызванные конкретным предметом, надолго приковывают
внимание человека.
Не менее важное
значение имеет и физическое состояние самого человека. В бодром состоянии
человек быстрее заметит то, что может оставить его равнодушным, когда он
утомлен. Произвольное внимание — более высокая ступень внимания, требующая
сосредоточения сознания и волевых усилий. Этот вид внимания возник и развился в
процессе труда. В процессе труда человек сосредоточивается, прежде всего, не на
том, что для него представляет интерес и что для него приятно, а на том, что он
должен делать. В труде человек вынужден удерживать свое внимание на том, что
является наиболее важным для успешного выполнения трудового действия. «В
течение всего времени труда, — писал К. Маркс, — необходима целесообразная
воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд
увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем
меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных
сил».
Добросовестное
выполнение того или иного вида труда требует сосредоточенности сознания,
которое возможно лишь при условии постановки цели деятельности. Постановка цели
действия мобилизует волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на объекте
деятельности и исключить ошибки в действиях, не дать возможности сознанию
отвлечься. Таким образом, причина возникновения произвольного внимания к
конкретному предмету — постановка цели действия.
Существует целый
ряд условий, которые способствуют устойчивому поддержанию произвольного
внимания. Одним из этих условий является включение в процесс познания
практического действия. Вот почему облегчается сосредоточение внимания на
объекте умственной деятельности в процессе непосредственного рисования или
работы над скульптурой. Движения руки, каждая новая линия, каждый новый мазок
как бы контролирует направленность мыслей художника. Поддерживает произвольное
внимание и значение задачи выполняемой деятельности словесное напоминание
самому себе о цели этой деятельности.
О разработке
специальных методов, приемов работы, способствующих развитию ответственного отношения
к работе, развитию произвольного внимания, постоянно заботились многие
известные художники-педагоги. В воспоминаниях о методах преподавания И. И.
Левитана один из его учеников писал, что выдающийся пейзажист требовал
постепенно заканчивать работу и обобщать сразу целые куски, не возвращаясь
много раз к одному месту — это «приучало к внимательному и четкому письму и наблюдению».
|
 |
 |