1.3 Методы психологии
Особенностью естественного
эксперимента является то, что он сочетает в себе положительные качества метода
наблюдения и лабораторного эксперимента. Во время естественного эксперимента
сохраняется естественность обстановки проявления психических явлений,
процессов, так как исследование проводится в условиях, близких к обычным, и
вместе с тем вводится точная фиксация результатов, активность исследования,
обеспечивающие научную точность естественного эксперимента.
Совершенствование метода
эксперимента, и, прежде всего естественного эксперимента, привело к появлению
такой разновидности психологического эксперимента, как психолого-педагогический
развивающий эксперимент. Особенностью психолого-педагогического развивающего
эксперимента является то, что вначале исследуются те или иные психические
процессы, свойства личности школьника, а затем, на основе результатов
исследования, организуется специальное обучение (иногда в нескольких
вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития
изучаемых психических процессов, качеств.
С помощью
психолого-педагогического развивающего эксперимента не просто констатируется
определенный уровень развития внимания, мышления, памяти и других психических
явлений, процессов, свойств личности школьника, а исследуются и устанавливаются
пути и средства, обеспечивающие успешное психическое и умственное развитие
личности ребенка под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, данный
метод исследования позволяет одновременно раскрыть психологические
закономерности развития школьника в конкретный момент его обучения и наметить
дальнейшие психологические условия его успешного обучения и воспитания, определить
эффективные пути развития у учащегося мышления, памяти, внимания, воображения,
способностей. Психолого-педагогический развивающий эксперимент является ведущим
методом в педагогической психологии. Метод беседы заключается в анализе фактов
психической деятельности человека, которые собираются в процессе
непосредственного речевого контакта экспериментатора с испытуемым. Чтобы беседа
дала положительные результаты, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из них —
предварительно четко намечаются цель беседы и основные вопросы. Заранее
продумываются и намечаются также дополнительные и вариативные вопросы с целью
всестороннего и глубокого изучения исследуемой стороны психической
деятельности.
Второе условие — вопросы
должны быть четкими и понятными испытуемым.
Необходимым условием успеха беседы
является непринужденная, дружеская обстановка, которая позволяет испытуемому
давать искренние, правдивые ответы на поставленные перед ним вопросы. Следующее
условие — результаты беседы подробно и точно записываются.
Метод беседы широко
используется при изучении учителем личности школьника и внешних воздействий на формирование
характера, поведения учащегося. Во время беседы учитель узнает о фактах из:
прошлой жизни школьника, о домашних условиях жизни ребенка, о его товарищах,
интересах, склонностях, идеалах. Все это помогает
учителю более глубоко понять
общий психологический склад личности конкретного учащегося и на этой основе
наметить эффективные пути дальнейшего развития психических сторон его личности,
определить пути дальнейшего формирования интересов, мировоззрения, убеждений,
идеалов у школьника.
Недостатком метода беседы
является то, что умозаключения о психологических закономерностях исследователь
делает на основе ответов самих испытуемых, что не всегда дает объективную
картину изучаемого.
Метод психологического
анализа процесса и продуктов деятельности позволяет проследить за течением,
последовательностью, выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной,
трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса
деятельности. Примером такого исследования может быть изучение процесса
изображения в рисовании по методу срезов, разработанному советским психологом
Е. И. Игнатьевым (см. 18). Метод срезов можно успешно использовать и в
черчении. В настоящее время последовательность процесса изображения в рисунке и
черчении все чаще фиксируют фото- и киноаппараты, позволяющие получить
значительно большее количество срезов.
Биографический метод
представляет собой изучение психологии человека на основании его биографических
данных.
|
 |
 |