1.3 Методы психологии
Например, учитель, когда ему поручают руководство новым классом,
начинает с того, что выясняет биографические данные учеников своего класса —
кто избирался старостой класса, комсоргом, кто занимается в каком-либо кружке и
т. д. В результате учитель делает вывод о способностях, склонностях, интересах
учащихся, их увлечениях, моральном облике. Анализ биографий известных
художников, их высказываний позволяет судить о мировоззрении художников, их
идейных убеждениях, особенностях творческого воображения и т. п. С помощью
анкетного метода изучаются различные стороны психической деятельности человека
на основе массового опроса. Например, школьникам предлагается ответить на ряд
вопросов, ответы на которые свидетельствуют о художественных интересах, об
идеалах, об уровне сознательности, об эстетических вкусах учащихся.
Как правило, анкетный метод
дает богатый материал для исследования. Однако этот материал не всегда
объективен, недостаточно глубок по своему содержанию (испытуемые могут дать
неправильные ответы или заведомо написать неправду). Поэтому обычно метод анкет
используется одновременно с другими методами психологии.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что изучает наука
психология?
2. Какие два противоположных
направления существуют во взглядах на природу психического? В чем заключается
материалистическое понимание психики?
3. Какие можно привести
доказательства того, что психика отдельно от материи не существует?
4. Нарисуйте схему основных
форм психического отражения действительности.
5. Перечислите основные
задачи советской психологии.
6. Для чего нужно знание
психологии учителю рисования и черчения?
7. Расскажите о положительных
и отрицательных сторонах 'лабораторного эксперимента.
8. Какие психические явления
можно исследовать с помощью метода психологического анализа процесса и
продуктов деятельности человека?
СЛОВАРИК
Психика — это особое свойство
высокоорганизованной материм, которое заключается в субъективном отражении
объективного мира. Психология—это наука о закономерностях возникновения,
проявления и развития психической деятельности.
Практика — основной критерий
истинности психического отражения реальности.
Рефлекс — это ответная
реакция организма на раздражения рецепторов, или органов чувств, осуществляемая
при участим нервной системы.
Развитие — это процесс,
движение, изменение.
интерес — это особое
отношение личности к предметам и явлениям, выражающееся в желании познавать их.
Личность, являясь продуктом общественно-исторических
условий и жизни, формируется и выявляется в деятельности.
Сосредоточенность,
направленность сознания человека на конкретные предметы и явления или их
стороны (при отвлечении от всего остального), обеспечивающие их четкое
отражение, называется вниманием.
Ощущения, восприятия и
представления — это наглядные образы предметов.
Синестезией называют переход
одного вида ощущений в другой, и получение на основе такого слияния ощущений
единого оригинального ощущения.
Явление повышения
чувствительности в результате взаимодействия ощущений называется сенсибилизацией.
|