Учебник Психологии

8.5 Развитие восприятия и наблюдательности у детей

В первые же месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители, начинают развиваться восприятия. Развитие восприятий тесно связано с развитием ощущений и происходит на их основе. Однако развитие восприятий нельзя «вести к развитию отдельных ощущений. Восприятие как форма отражения возникает и развивается в результате воздействия комплексных раздражителей.

Вычленение, дифференцировка комплексных воздействий раздражителей в первые годы жизни очень несовершенна. Причиной этому служит то, что у детей процессы возбуждения превалируют над процессом торможения. С другой стороны, неустойчивость обоих процессов ведет к неточности и непостоянству дифференцировок. Детей привлекает то, что ярко, броско, необычно. Как правило, наблюдение за движущимися, блестящими, необычными объектами сопровождается удивлением, восторгом радостью, в дошкольном возрасте — нередко и испугом.

Неумение дошкольника детально охарактеризовать воспринимаемое ярко проявляется в рисовании. Изображая лишь контуры, внешнее очертание объектов (дома, человек, дерево, самолет и т. п.), ребенок часто опускает в рисунке важные, существенные части, детали, в результате чего изображение получается нечетким, не конкретным, по рисунку становится трудно определить, что ребенок хотел изобразить. В этом возрасте ребенок еще не умеет связать отдельные части, предметы, явления наблюдаемого. Так, начиная рисовать дом и проведя две-три линии, ребенок заявляет, что он нарисовал кошку, и через 5 минут рисования сообщает — «какой красивый у меня самолет». Эта легкость смены темы рисования, разночтения в линиях своего рисунка, объясняемые отсутствием конкретности, неумением целенаправленно, детально воспринимать, наблюдается и в пересказе ребенка прочитанного взрослым, в выполнении самых различных действий.

Ребенок уже в шестимесячном возрасте тянет ручонки к новому, яркому предмету и, завладев им, начинает манипулировать. Постепенно действия ребенка с предметами способствуют выделению отдельных свойств и качеств этих предметов, познанию его в целом. Точно так же непосредственно реагируют школьники начальных классов на новые объекты, принесенные учителем. Достаточно преподавателю поставить в I классе в качестве натурной постановки яркое, красочное яблоко, как поднимется лес рук и учащиеся будут выпрашивать у учителя разрешение потрогать яблоко рукой. И, несмотря на строгое предупреждение, руки ребят, сидящих близко от яблока, невольно потянутся к нему. Такое же желание наблюдается у детей и при рисовании елочных игрушек, игрушечных машин, ярко расписанных ваз, подносов.

Особенности детского восприятия, и прежде всего малая детализированность, затруднения в обобщениях явились поводом для некоторых зарубежных психологов (Бине, Штерн, Термен и др.) определять жесткие, строго обусловленные возрастом ступени, универсальные стадии в развитии восприятий, которые совершенно не зависят от содержания того, что воспринимается, и от тех условий, к которых воспитывается ребенок. Например, Бине определяет три возрастные стадии: 1) стадия перечисления разрозненных предметов — от 5 до 7 лет; 2) стадия описания — от 7 до 12 лет; 3) стадия интерпретации, т. е. объяснения воспринимаемого, — от 12 лет. Искусственность, ложность подобного рода схем очевидна. Если ребенку даже 3—5 лет демонстрировать картинки, содержание которых ему близко и понятно, то ребенок не просто перечислит изображенные предметы, а укажет на связь между ними, расскажет о всем событии в целом, построит рассказ. Можно также наблюдать, что несколько детей одного возраста по-разному воспроизведут содержание картинки — одни более полно, ярко, эмоционально, другие менее полно, менее ярко. Все это убедительно свидетельствует о том, что особенности детского восприятия, уровень его развития объясняются не возрастом, а ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в жизненном опыте ребенка, и обусловливаются уровнем, содержанием воспитания и обучения. Об этом свидетельствуют и исследования многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.). Так, если в процессе рисования детьми чучела петуха им предварительно показать части петуха и проанализировать их форму и объяснить, как они соединяются (исследования Е. И. Игнатьева, Н. П. Сакулиной), восприятие становится значительно более полным и насыщенным по сравнению с восприятием детей этого же возраста, рисование которых не сопровождалось таким подробным анализом натуры.

[1]23
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.