8.5 Развитие восприятия и наблюдательности у детей
В первые же
месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на
комплексные раздражители, начинают развиваться восприятия. Развитие восприятий
тесно связано с развитием ощущений и происходит на их основе. Однако развитие
восприятий нельзя «вести к развитию отдельных ощущений. Восприятие как форма
отражения возникает и развивается в результате воздействия комплексных
раздражителей.
Вычленение,
дифференцировка комплексных воздействий раздражителей в первые годы жизни очень
несовершенна. Причиной этому служит то, что у детей процессы возбуждения
превалируют над процессом торможения. С другой стороны, неустойчивость обоих
процессов ведет к неточности и непостоянству дифференцировок. Детей привлекает
то, что ярко, броско, необычно. Как правило, наблюдение за движущимися, блестящими,
необычными объектами сопровождается удивлением, восторгом радостью, в
дошкольном возрасте — нередко и испугом.
Неумение
дошкольника детально охарактеризовать воспринимаемое ярко проявляется в
рисовании. Изображая лишь контуры, внешнее очертание объектов (дома, человек,
дерево, самолет и т. п.), ребенок часто опускает в рисунке важные, существенные
части, детали, в результате чего изображение получается нечетким, не
конкретным, по рисунку становится трудно определить, что ребенок хотел
изобразить. В этом возрасте ребенок еще не умеет связать отдельные части,
предметы, явления наблюдаемого. Так, начиная рисовать дом и проведя две-три
линии, ребенок заявляет, что он нарисовал кошку, и через 5 минут рисования
сообщает — «какой красивый у меня самолет». Эта легкость смены темы рисования,
разночтения в линиях своего рисунка, объясняемые отсутствием конкретности,
неумением целенаправленно, детально воспринимать, наблюдается и в пересказе
ребенка прочитанного взрослым, в выполнении самых различных действий.
Ребенок уже в
шестимесячном возрасте тянет ручонки к новому, яркому предмету и, завладев им,
начинает манипулировать. Постепенно действия ребенка с предметами способствуют
выделению отдельных свойств и качеств этих предметов, познанию его в целом.
Точно так же непосредственно реагируют школьники начальных классов на новые
объекты, принесенные учителем. Достаточно преподавателю поставить в I классе в
качестве натурной постановки яркое, красочное яблоко, как поднимется лес рук и
учащиеся будут выпрашивать у учителя разрешение потрогать яблоко рукой. И,
несмотря на строгое предупреждение, руки ребят, сидящих близко от яблока,
невольно потянутся к нему. Такое же желание наблюдается у детей и при рисовании
елочных игрушек, игрушечных машин, ярко расписанных ваз, подносов.
Особенности
детского восприятия, и прежде всего малая детализированность, затруднения в
обобщениях явились поводом для некоторых зарубежных психологов (Бине, Штерн,
Термен и др.) определять жесткие, строго обусловленные возрастом ступени,
универсальные стадии в развитии восприятий, которые совершенно не зависят от
содержания того, что воспринимается, и от тех условий, к которых воспитывается
ребенок. Например, Бине определяет три возрастные стадии: 1) стадия
перечисления разрозненных предметов — от 5 до 7 лет; 2) стадия описания — от 7
до 12 лет; 3) стадия интерпретации, т. е. объяснения воспринимаемого, — от 12
лет. Искусственность, ложность подобного рода схем очевидна. Если ребенку даже
3—5 лет демонстрировать картинки, содержание которых ему близко и понятно, то
ребенок не просто перечислит изображенные предметы, а укажет на связь между
ними, расскажет о всем событии в целом, построит рассказ. Можно также
наблюдать, что несколько детей одного возраста по-разному воспроизведут
содержание картинки — одни более полно, ярко, эмоционально, другие менее полно,
менее ярко. Все это убедительно свидетельствует о том, что особенности детского
восприятия, уровень его развития объясняются не возрастом, а ограниченностью
детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в
жизненном опыте ребенка, и обусловливаются уровнем, содержанием воспитания и
обучения. Об этом свидетельствуют и исследования многих советских психологов
(Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А.
Люблинская и др.). Так, если в процессе рисования детьми чучела петуха им
предварительно показать части петуха и проанализировать их форму и объяснить,
как они соединяются (исследования Е. И. Игнатьева, Н. П. Сакулиной), восприятие
становится значительно более полным и насыщенным по сравнению с восприятием
детей этого же возраста, рисование которых не сопровождалось таким подробным
анализом натуры.
|
 |
 |