Учебник Психологии

8.5 Развитие восприятия и наблюдательности у детей

Следующие условия для правильной организации наблюдения — это систематичность и планомерность. Перед тем как наблюдать, необходимо составить подробный план наблюдения. Каждый из изображаемых предметов учащийся, например, должен изучить всесторонне и главным образом с точки зрения задач грамотного изображения натуры.

План предусматривает как конечные цели и задачи, стоящие перед изучением конкретного предмета или группы предметов, так и ряд более ярких, частных задач. Подобное соблюдение планомерности в процессе изучения объектов изображения облегчает изучение этих объектов, систематизирует новые понятия, полученные при зрительном восприятии.

Особое значение имеет активность наблюдения. Активность наблюдения может проявляться в двух факторах:

1) в мыслительной деятельности (особенно широкое участие при наблюдении принимает сравнение, анализ и синтез);

2) в двигательной деятельности наблюдателя.

Свойства и качества предметов лучше познаются, если человек непосредственно оперирует ими. Поэтому не удивительно, что, знакомясь с тем или иным предметом, хочется не только рассмотреть его зрительно, но и взять в руки, повертеть его, ощупать. Не меньшую роль играет отношение наблюдателя к наблюдению. Необходимо осознавать значение наблюдений, ответственность за их результаты. Серьезное, деловое и ответственное отношение к наблюдению обусловливает длительность, устойчивость наблюдения, что ведет к повышению качества, успеха этого процесса.

 

Вопросы и задания

1. Что отличает восприятие от ощущений?

2. Приведите примеры целостности, осмысленности, константности и избирательности восприятия учебного материала по изобразительному искусству.

3. Какие закономерности восприятия пространства вы знаете?

4. Что такое апперцепция? Подберите примеры апперцепции из области изобразительного искусства.

5. Почему И. М. Сеченов придавал большое значение контуру предметов? Раскройте роль контура в изобразительной деятельности.

6. Что вы знаете о визировании?

7. Начертите 5 —10 образцов зрительных иллюзий.

8. Раскройте роль наблюдательности в изобразительной деятельности.

 

Восприятия дошкольников и младших школьников характеризуются яркий эмоциональным отношением к воспринимаемой и малой детализированностью наблюдаемого.

 

Особенностью восприятия детей является и то, что оно почти всегда связано с действиями и носит действенный характер.

 

12[3]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.