8.5 Развитие восприятия и наблюдательности у детей
Восприятие все
больше приобретает характер сознательного, целенаправленного процесса.
В развитии восприятия
дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра. В процессе игры
дети так или иначе бывают связаны со свойствами предметов (их формой, весом,
величиной, цветом, фактурой), они производят с ними различные действия — все
это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для
одновременного взаимодействия различных анализаторов.
Важное значение
для развития восприятия детей приобретают занятия рисованием, лепкой и
техническим конструированием. В процессе рисования и лепки дети учатся
передавать контуры, форму, конструктивное строение, объем, цвет, освещенность
изображаемых объектов. Собирая технические конструкции, дети знакомятся с
устройством, принципом работы той или иной машины, конструкции. Процесс
рисования, лепки, конструирования обусловливает самостоятельную постановку
ребенком задач наблюдения, требует внимательного и организованного наблюдения
объекта действия и непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа,
рисунка, по которому собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном
возрасте становятся эффективным средством развития восприятий у детей,
определяют организованность и управляемость ребенком процесса восприятия.
Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний,
развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать и
обобщать развиваются восприятие, наблюдательность ребенка, изменяется их
содержание — они становятся более полными, обогащенными деталями,
целенаправленными. Частое применение умения видеть и слышать, сравнивать,
обобщать воспринятое совершенствует наблюдения ребенка, формирует у него
наблюдательность.
С начала обучения
в школе восприятие детей приобретает новое качественное содержание — оно
становится более сложным и целенаправленным. Четкая организация уроков,
внеклассные занятия, экскурсии, широкое использование наглядных пособий;
проведение простейших опытов — все это содействует осмысленности, обобщенности,
дифференциации восприятия. Все большее значение в формировании знаний, в
накоплении наблюдений, организации восприятия имеет слово учителя. Слово «с
первого года обучения приобретает значение ведущего регулятора деятельности.
Однако слово должно быть подкрепляемо наглядно-действенными средствами
обучения. Посредством усвоения сведений и правил постепенно расширяется
кругозор детей и обеспечивается развитие их логического мышления, понимание
общих, связей, существующих между изучаемыми явлениями, фактами, правилами,
соединение жизненного опыта и знаний ребенка в единую систему» (6, 251).
Таким образом, с
помощью целенаправленного обучения, использования разнообразных методов,
приемов можно значительно продвинуть развитие восприятия школьников. И можно
считать необоснованным утверждение, бытующее в среде отдельных преподавателей
рисования, которые считают, что в детских садах и в начальных классах детям
недоступно рисование с натуры в силу возрастных особенностей детского
восприятия. Выступая против этого утверждения и подчеркивая роль активного
обучения в развитии восприятия, А. А. Люблинская пишет: «Многочисленные
исследования... проведенные в детских садах и в I—IV классах школы, убедительно
показывают, что пресловутая «недоступность» детям рисования с натуры,- их
ошибки в воспроизведении формы предметов объясняются отнюдь не возрастными, природными
особенностями детского восприятия, но исключительно тем характером обучения,
который часто не обеспечивает умения видеть и анализировать то, на что смотрят
глаза ребенка и что осязают его пальцы» (35, 165).
Так, постепенно,
с годами роста, уточнения характера восприятия, делается более точным и
адекватным изображение детьми окружающих предметов. Более точная и грамотная
передача в рисунках детей действительности нисколько не отражается на
непосредственности цветового решения детских работ, обычно очень ярких и
эмоциональных. Наоборот, изучение основ изобразительной грамоты позволяет
ребенку более точно увидеть оттенки цветов, их гармонию, колористическое
единство и передать все это в своих рисунках. Однако наблюдательность
сформируется только в том случае, если предварительные наблюдения будут
отличаться высокой эффективностью. Эффективность проведения наблюдения,
эффективность организации процесса рассматривания требует соблюдения некоторых
условий. Первое условие — в начале процесса зрительного восприятия должна быть
четко и конкретно поставлена задача — что и зачем наблюдать.
|
 |
 |