4.4 Особенности развития и формирования личности художника
Неповторимое
своеобразие личности каждого педагога складывается из сочетания нравственных,
профессиональных и индивидуальных черт, обусловленных, в свою очередь, многими
факторами: возрастом и опытом, полом и темпераментом, характером и т. д.,
вплоть до внешнего вида и состояния в данный момент. Для жизни школы очень
важно то, что хорошие педагоги бывают предельно разными людьми. Это математики
и литераторы, физики и художники, молодые и старые, мужчины и женщины,
немногословные и говорливые, медлительные и подвижные... Однако во всех случаях
они обладают важнейшими нравственными и профессиональными чертами, о которых
говорилось выше.
Особое значение в
процессе преподавания приобретает речь учителя. Речи преподавателя принадлежит
основная функция передачи учащимся знаний и воздействия на их поведение.
Способность педагога владеть речью во многом обусловливает высокое качество,
продуктивность учебно-воспитательной работы. Речь каждого учителя должна
отличаться грамматической правильностью, логической стройностью, ясностью и
доступностью, эмоциональной выразительностью, точностью, конкретностью,
яркостью, умеренным темпом. Совершенно недопустимо, когда преподаватель
изобразительного искусства анализируя, например, содержание картин И. И.
Левитана, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. Ф. Юона, А. А. Пластова,
А. А. Дейнеки и
других (рис. 22, 23), ведет объяснение монотонно, сообщая одни детали, факты,
без эмоционального подъема, без применения красочных эпитетов, сравнений.
Важнейшим
условием успеха учебно-воспитательного процесса на уроках, как уже отмечалось
выше, является творческое отношение к этому процессу самого учителя. Творческий
подход педагога к процессу преподавания обеспечивает активную работу учащихся в
течение всего урока, успешное овладение школьниками предусмотренными целями и
задачами урока знаниями, умениями, навыками, успешное идейное и эстетическое
воспитание детей, исключает формализм в преподавании. Творчески преподавать —
это значит постоянно искать новые пути активизации деятельности учащихся на
всех этапах учебной работы, все время искать новые, оригинальные формы
объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов,
совершенствовать отдельные методы обучения и воспитания, постоянно обогащать
свой ум новыми знаниями, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать свое
мастерство.
Таким образом,
каждый учитель должен всегда помнить, что качество обучения и воспитания
учащихся, эффективность формирования потребностей и интересов, мировоззрения и
идеалов у школьников зависит, прежде всего, от качества знаний и умений самого
педагога, от уровня его идейно-политической подготовки, воспитанности,
целенаправленности. Совершенствование всех этих сторон, качеств личности
преподавателя должно всегда находиться в центре внимания каждого учителя
рисования.
ВОПРОСЫ и задания
1 Определите
сущность личности.
2. Как вы
представляете себе природу и условия формирования личности? По-
чему личность
всегда является продуктом общественно-исторических условий? В чем заключается
роль биологических факторов?
3. Что значит
всестороннее развитие личности в коммунистическом обществе ?
4. Покажите на
конкретных примерах роль потребностей и интересов в формировании личности.
5. Какова роль
коллектива в развитии личности?
6. Раскройте
важнейшие черты личности советского учителя.
7. Раскройте понятие
«идеал».
8. Охарактеризуйте
основные особенности формирования личности художника.
|
 |
 |