4.4 Особенности развития и формирования личности художника
Профессия учителя является одной из наиболее трудных, но вместе с
тем почетных и благородных. «Учитель работает над самой ответственной
задачей,—говорил М. И. Калинин, — он формирует человека» (21,115),. В. Й. Ленин
неоднократно подчеркивал, что народный учитель — мощная опора партии в поднятии
культуры народа, верный помощник партии в воспитании советского человека в духе
коммунистической сознательности.
Особенно возрастает роль учителя в
настоящее время — время активного строительства коммунизма в нашей стране,
время, когда высокая культура народа является важным и необходимым фактором в
дальнейшем научно-техническом прогрессе советского общества. Главная цель
проведения всей учебно-воспитательной работы учителя является воспитание
«нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство».
Учитель изобразительного искусства, как и
все другие учителя, вооружает учащихся системой научных знаний, умений,
навыков, предусмотренных с учебной программой, формирует его мировоззрение, идеалы,
развивает внимание, наблюдательность, память, воображение, воспитывает волю,
чувства, формирует художественные способности и умение творчески мыслить.
Для того чтобы
успешно выполнить свою функцию учителя и воспитателя, каждый преподаватель
должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые он обязан
развивать, формировать и воспитывать у своих учащихся. По уму,
дисциплинированности, ответственности, решительности, душевным качествам,
культурному уровню учитель всегда должен' являться образцом, идеалом для учащихся.
Личный пример, внешний вид, манера говорить, все поведение учителя становится
важным воспитывающим фактором. К. Д. Ушинский писал: «Влияние личности
воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и
поощрений».
В психологической
характеристике личности советского учителя выделяют три аспекта: нравственный
облик, профессиональные черты и индивидуальные особенности, придающие
деятельности неповторимое своеобразие. Эти три аспекта в полной мере приложимы
и к личности учителя рисования.
Нравственный
облик советского педагога должен быть воплощением черт активного, глубоко
сознательного, убежденного строителя коммунизма. Любовь к Родине и своему
народу, верность политике Коммунистической партии и Советского правительства,
гуманное отношение к людям, любовь к труду, бережливое отношение к
социалистической собственности, высокая требовательность к себе — таковы
важнейшие нравственные черты педагога и гражданина Страны Советов, черты,
которые он прежде всего личным примером формирует у своих воспитанников.
Чтобы всегда быть
для детей примером высоконравственного поведения, учитель должен постоянно
повышать свой идейно-политический уровень, овладевать марксистско-ленинской
теорией. Ближайший соратник В. И. Ленина Н. К. Крупская говорила: «Знание
марксизма-ленинизма поможет учительству подняться духовно на высшую ступень»
(26, 550).
Педагогическая
деятельность требует также развития специфических для преподавателя свойств,
качеств, способностей. Так, высокое педагогическое мастерство учителя
выражается в способности, умении доступно и интересно излагать учебный
материал, убеждать, связывать учебный материал с жизнью, практикой, активизировать
умственные и творческие силы учащихся. Эти умения, как утверждает Ф. Н.
Гоноболин, являются одними из основных показателей педагогических способностей.
Гуманизм педагога
по призванию дополняется большой любовью к детям, верой в доброе начало и
возможности, заложенные в каждом ребенке, а также способностью перевоплотиться
в воспитуемого и понять его как бы изнутри, а соответственно и проявить в
каждом конкретном случае педагогический такт.
К
профессиональным чертам педагога нельзя не отнести и такие, как организаторские
способности, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленных целей и
увлеченность своим делом, что создает положительный эмоциональный настрой,
повышает активность учащихся.
|
 |
 |