Учебник Психологии

4.4 Особенности развития и формирования личности художника

Профессия учителя является одной из наиболее трудных, но вместе с тем почетных и благородных. «Учитель работает над самой ответственной задачей,—говорил М. И. Калинин, — он формирует человека» (21,115),. В. Й. Ленин неоднократно подчеркивал, что народный учитель — мощная опора партии в поднятии культуры народа, верный помощник партии в воспитании советского человека в духе коммунистической сознательности.

Особенно возрастает роль учителя в настоящее время — время актив­ного строительства коммунизма в нашей стране, время, когда высо­кая культура народа является важным и необходимым фактором в дальнейшем научно-техническом прогрессе советского общества. Главная цель проведения всей учебно-воспитательной работы учи­теля является воспитание «нового человека, гармонически сочетаю­щего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со­вершенство».

Учитель изобразительного искусства, как и все другие учителя, во­оружает учащихся системой научных знаний, умений, навыков, преду­смотренных с учебной программой, формирует его мировоззрение, идеалы, развивает внимание, наблюдательность, память, вообра­жение, воспитывает волю, чувства, формирует художественные спо­собности и умение творчески мыслить.

Для того чтобы успешно выполнить свою функцию учителя и воспи­тателя, каждый преподаватель должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые он обязан развивать, формировать и воспитывать у своих учащихся. По уму, дисциплинированности, ответственности, решительности, душевным качествам, культурному уровню учитель всегда должен' являться образцом, идеалом для уча­щихся. Личный пример, внешний вид, манера говорить, все поведение учителя становится важным воспитывающим фактором. К. Д. Ушинский писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

В психологической характеристике личности советского учителя выделяют три аспекта: нравственный облик, профессиональные черты и индивидуальные особенности, придающие деятельности неповторимое своеобразие. Эти три аспекта в полной мере приложимы и к личности учителя рисования.

Нравственный облик советского педагога должен быть воплощением черт активного, глубоко сознательного, убежденного строителя коммунизма. Любовь к Родине и своему народу, верность политике Коммунистической партии и Советского правительства, гуманное отношение к людям, любовь к труду, бережливое отношение к социалистической собственности, высокая требовательность к себе — таковы важнейшие нравственные черты педагога и гражданина Страны Советов, черты, которые он прежде всего личным примером формирует у своих воспитанников.

Чтобы всегда быть для детей примером высоконравственного поведения, учитель должен постоянно повышать свой идейно-политический уровень, овладевать марксистско-ленинской теорией. Ближайший соратник В. И. Ленина Н. К. Крупская говорила: «Знание марксизма-ленинизма поможет учительству подняться духовно на высшую ступень» (26, 550).

Педагогическая деятельность требует также развития специфических для преподавателя свойств, качеств, способностей. Так, высокое педагогическое мастерство учителя выражается в способности, умении доступно и интересно излагать учебный материал, убеждать, связывать учебный материал с жизнью, практикой, активизировать умственные и творческие силы учащихся. Эти умения, как утверждает Ф. Н. Гоноболин, являются одними из основных показателей педагогических способностей.

Гуманизм педагога по призванию дополняется большой любовью к детям, верой в доброе начало и возможности, заложенные в каждом ребенке, а также способностью перевоплотиться в воспитуемого и понять его как бы изнутри, а соответственно и проявить в каждом конкретном случае педагогический такт.

К профессиональным чертам педагога нельзя не отнести и такие, как организаторские способности, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленных целей и увлеченность своим делом, что создает положительный эмоциональный настрой, повышает активность учащихся.

1[2]3
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.