Глава 10 Мышление
Человек
может мыслить только в деятельности. Сказанное полностью относится и к
изобразительной деятельности, являющейся одним из самых древних видов
практической деятельности людей. В сущности процесс мышления начинается тогда,
когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос,
решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т. д. Все это
имеет место в изобразительной деятельности, характеризующейся особой
направленностью деятельности художника на познание и отображение
действительности в произведениях изобразительного искусства.
Процесс
изобразительной деятельности заключается в общих чертах, в последовательном
решении ряда конкретных задач. В каждый данный момент художник должен ответить
мысленно, а затем и при помощи карандаша, кисти, скарпеля на тот или иной
вопрос, поставленный им самим или вытекающий непосредственно из особенностей
натуры, если работа выполняется с натуры. Только на этой основе может успешно
осуществляться активное познание художником действительности и успешно
выполняться изобразительная деятельность. Как только перед художником по
какой-либо причине снимаются конкретные задачи, и он, не видя определенных
целей и задач в процессе рисования, писания красками или лепки скульптуры,
начинает работать нецеленаправленно, вяло, познание приостанавливается, новых
знаний художник не получает, что прямо влияет на результат изобразительной деятельности
- качество рисунка, живописной работы, скульптуры не улучшается. В этих случаях
сами художники говорят, что они «топчутся на одном и том же месте». Очень
образно по поводу активизации изобразительной деятельности художника
высказывался П. П. Чистяков, который тесно связывал этот вопрос с активизацией
мыслительной деятельности. Он писал: «Рисовать — значит соображать.
Никогда не
рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу. Велико ли слово: «отсюда —
сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя,
наобум...». Особенно наглядно проявляется мыслительная деятельность у художника
в процессе рисования с натуры, являющемся основным и решающим средством
познания изображаемых объектов, средством изобразительного искусства. Считая, что
процесс рисования с натуры требует не только данных, получаемых посредством
ощущений и восприятий, не только «одного чувства» и «таланта», но и
«рассуждения», П. П. Чистяков правильно говорил: «Овладение знаниями — вечное
занятие... рисование с натуры на плоскости одними глазами, чувствами, талантом,
безо всякого рассуждения, конечно, есть не более как набивка руки, как
говорится, и пользы образовательной от него мало. Потому что рисующий не
думает, а смотрит, видит и переносит, что и как ему кажется. Здесь в
преподавании опущена одна половина искусства, а именно — передать предмет
следует не только, как он вам кажется, а как он есть, как существует в натуре.
Вот тут человек и не свободен. Тут-то ему и мало одного чувства, таланта, тут
требуется и соображение и мозгами шевельнуть».
В этом
высказывании известный художник-педагог очень верно обосновывает тот факт, что
изобразительный процесс невозможен без постоянного рассуждения, без активной
работы мысли художника. Не случайно Чистяков здесь отмечает, что «рисование с
натуры на плоскости одними глазами, чувствами, талантом, безо всякого
рассуждения, конечно, есть не более как набивка руки». Это положение Чистякова
направлено против укоренившегося у определенной части художников представления,
что «в процессе рисования надо меньше думать, меньше рассуждать, а рисовать то,
что видишь, что чувствуешь», «как чувствуешь, так и пиши».
Физиологической
основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры
больших полушарий головного мозга. Итогом анализа и синтеза раздражителей (как
внешних, так и внутренних) является образование временных связей (ассоциаций),
которые служат физиологическими механизмами процесса мышления. «Мышление, —
указывает И. П. Павлов, — ...ничего другого не представляет, как ассоциации,
сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи
ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация — это есть момент
рождения мысли».
Временные нервные
связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозгу объективно существующих
связей между объектами и явлениями. Связи, образуемые на основе
непосредственного воздействия предметов и явлений (первосигнальные
раздражители), называются первосигнальными. Кроме того, мышление опирается на
второсигнальные временные связи.
|
 |
 |