Глава 10 Мышление
10.1 Общая
характеристика мышления
Глубокое и
всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления,
которое является высшим познавательным процессом.
Если в ощущениях
реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в
восприятиях — в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством
мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков
предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов
чувств. И самое главное, с помощью мышления человек познает то общее в
предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые
недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность,
закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно
наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть
строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад. Учитель не
видит поведения своих учеников в семье, на улице. Однако человек познает и
закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю
человечества. Каждый учитель хорошо знает, как ведут себя дома, на улице Коля
Петров, Юра Николаев и другие школьники. Знание закономерностей, процессов,
явлений, непосредственно человеком не воспринимаемых, достигается с помощью
мышления. Ф. Энгельс говорил: «...специальное устройство человеческого глаза не
является абсолютной границей для человеческого познания.
К нашему глазу
присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего
мышления».
Вскрывая
существенные и закономерные связи между предметами и явлениями, человек в
процессе мышления всегда обобщает единичные факты и применяет результаты
обобщения — общие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам.
Наряду с этим мышление всегда требует оперирования уже имеющимся у человека
объемом знаний. Только при этом условии возможно познание нового для человека
закона или явления.
Являясь
обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством
языка, слова. При этом связь мышления с языком сохраняется в любом случае —
выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча, «про себя». В обоих
случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование
одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что, когда
человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.
Необходимо также
подчеркнуть, что только с помощью мышления решается любая проблема. Там, где
перед человеком возникает проблема, где он должен дать ответы на задачи,
выдвинутые самой жизнью, и начинается мышление.
Говоря о мышлении
как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, следует,
однако, подчеркнуть, что мышление неразрывно связано с чувственным познанием,
которое является главным информатором об окружающем мире. Ощущения, восприятия,
мышление — это звенья единого акта — познания. Обычно в процессе мышления
человек берет за основу познание единичного, конкретного. При обобщении он
вскрывает и познает общее в единичном, отдельном факте, явлении, объекте. В
свою очередь, единичное, как правило, — результат ощущения или восприятия.
«Общее, — говорит В. И. Ленин, — существует лишь в отдельном, через отдельное.
Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или
сторона или сущность) отдельного». Мыслительная деятельность осуществляется в
практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности,
любой вид труда основывается на решении мыслительных задач. Практика является
источником мышления и одновременно, так же как и для ощущений и восприятий,
практика для мышления есть критерий истины. Все, что бы ни познал человек
посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между
ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он
познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет, сумел ли он в
процессе мыслительной деятельности вскрыть то или иное научное положение,
закономерность, которые отражают объективные связи, закономерности
действительности, или нет. «...Практикой своей, — указывает В. И. Ленин, —
доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий, знаний, науки»
(2, 29, 173). Являясь источником мыслительной деятельности, практика вместе с
тем служит основной и главной областью применения результатов мышления.
|
 |
 |