Глава 10 Мышление
Второсигнальные нервные связи, которые
образуются в коре головного мозга посредством слов, отражают существенные
отношения между предметами, явлениями. Слова эти «сигналы сигналов»,
представляют собой обобщенные раздражители, которым и соответствуют сложные
временные связи, образуемые в мозгу. Со словом, подчеркивал И. П. Павлов,
«вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщения
бесчисленных сигналов с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных
сигналов, — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем
мире». В познавательном процессе, в мыслительной деятельности человека вторая
сигнальная система находится в неразрывной связи с первой. Только в этом случае
мышление может правильно, объективно отражать действительность. Слова, которые
по какой-либо причине утрачивают связь с первосигнальными раздражителями,
перестают отражать реальные связи между предметами и явлениями, теряют свое
познавательное значение. Причем в этом сложном взаимодействии обеих сигнальных
систем ведущее положение занимает вторая сигнальная система.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |