Учебник Психологии

Глава 10 Мышление

Второсигнальные нервные связи, которые образуются в коре головного мозга посредством слов, отражают существенные отношения между предметами, явлениями. Слова эти «сигналы сигналов», представляют собой обобщенные раздражители, которым и соответствуют сложные временные связи, образуемые в мозгу. Со словом, подчеркивал И. П. Павлов, «вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщения бесчисленных сигналов с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов, — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире». В познавательном процессе, в мыслительной деятельности человека вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с первой. Только в этом случае мышление может правильно, объективно отражать действительность. Слова, которые по какой-либо причине утрачивают связь с первосигнальными раздражителями, перестают отражать реальные связи между предметами и явлениями, теряют свое познавательное значение. Причем в этом сложном взаимодействии обеих сигнальных систем ведущее положение занимает вторая сигнальная система.

 

12[3]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.