Глава 2 Закономерности высшей нервной деятельности
); 2) проводящими путями, по которым поступают импульсы
из рецептора в головной мозг; 3) мозговым концом анализатора, располагающимся в
определенной области коры больших полушарий.
|
|
 |
Отмечая тот факт, что отдельные, относительно
простые функции регулируются спинным мозгом, или стволовой частью головного
мозга, необходимо указать, что это не значит, что они никак не связаны с
работой коры головного мозга. Сигналы о работе нижележащих отделов нервной
системы регулярно поступают в соответствующие отделы нервной системы, лежащие
выше и координирующие всю психическую деятельность человека. Благодаря принципу
взаимосвязей и взаимодействия различных областей, отделов нервной системы и
осуществляется руководящая роль сознания. Сложная, саморегулирующая
деятельность нервной системы человека осуществляется благодаря рефлекторной
природе этой деятельности. Заслуга распространения рефлекторного принципа на
все психические процессы (как бессознательные, так и сознательные) принадлежит
великим русским физиологам И. М. Сеченову и И. П. Павлову. В своем труде
«Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов выдвинул научное положение,
провозглашающее, что в основе всего многообразия психической деятельности лежит
рефлекторная работа головного мозга — «все акты сознательной и бессознательной
жизни по способу происхождения суть рефлексы». И. П. Павлов развил идеи И. М.
Сеченова, экспериментально обосновав рефлекторный принцип работы головного
мозга и открыв основные физиологические законы, лежащие в основе психической
деятельности. Нервные импульсы передаются при осуществлении рефлексов по
рефлекторным кольцам. Согласно современным представлениям, рефлекторное кольцо
включает не меньше 5 звеньев:
1) рецепторный нейрон кожи,
тело которого находится в спинномозговом узле;
2) вставочный нейрон,
находящийся в задних рогах спинного мозга;
3) двигательный нейрон,
находящийся в передних рогах спинного мозга, имеющий толстое мякотное волокно,
направляющееся к скелетной мышце (альфа-волокно);
4) рецепторный нейрон
проприорецептора, расположенный в спинномозговом узле, по которому в спинной
мозг поступает из мышцы обратная информация;
5) центральный нейрон,
находящийся в боковых рогах спинного мозга, по которому ретикулярная формация
по тонким волокнам (гамма-волокнам) регулирует возбудимость проприорецепторов и
мышечных волокон скелетной мышцы. Благодаря обратной информации из
проприорецептора рефлекторно саморегулируется тонус или напряжение мышцы и
степень ее сокращения.
Необходимо отметить, что
последние данные исследований советских ученых (П. К. Анохин и др.)
подтверждают именно такую кольцеобразную схему рефлекса, а не схему
рефлекторной дуги, не раскрывающей полностью этот сложный процесс. «Организм
необходимо получает информацию о результатах совершенного действия, информацию
о каждом этапе протекающего действия. Не имея ее, мозг не может организовать
целенаправленную деятельность, не может выправить действие при вмешательстве в
реакцию каких-либо случайных (мешающих) факторов, не может остановить
деятельности в необходимый момент, при достижении результата. Это привело к
необходимости перейти от представления о разомкнутой рефлекторной дуге к
представлению о циклической иннервационной структуре, в которой имеется
обратная связь — от эффектора и объекта деятельности через рецепторы к
центральным нервным приборам. Эта связь (обратный поток информации от объекта
деятельности) является обязательным элементом. Без него организм оказался бы
оторванным от среды, в которой живет и на изменение которой направлена его
деятельность, в том числе и человеческая деятельность, связанная с
использованием орудий производства» (16, 44). Все рефлексы делятся на
безусловные и условные. Безусловные рефлексы характеризуются постоянством и не
зависят от обучения и специальных условий для их возникновения. Например, на
болевое раздражение организм отвечает оборонительной реакцией. Наблюдается
большое многообразие безусловных рефлексов: оборонительные, пищевые,
ориентировочные, половые и т. д. Реакции, лежащие в основе безусловных
рефлексов у животных, вырабатывались тысячелетиями в ходе приспособления
различных видов животных к окружающей среде, в процессе борьбы за
существование.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |